И действительно, долгосрочное соглашение по поставкам определённых объёмов газа до сих пор не подписано. FT утверждает (и это сильно похоже на фейк), что в КНР хотят цены за 1000 кубометров углеводорода почти равную внутренней цене в России, что-то около 90$.
Подход – деловой
Данная инфопровокация разошлась широко, на что отреагировали и в Китае, и в России. Общий смысл ответных заявлений и китайского МИДа, и Дмитрия Пескова: работа над соглашением продолжается и оно будет достигнуто. Любые разногласия в ходе переговоров нормальны, не являются поводом для домыслов.
Если рассматривать ситуацию уже с точки зрения её фундаментальных параметров, то переговоры по строительству газопровода длиной под 7000 км, с объёмами поставок на десятилетия, по определению не могут быть скоротечными.
На строительстве «Силы Сибири-1»
Поставки газа по «Силе Сибири-1» обсуждались также порядка 10 лет минимум. Естественно, Китай требовал цены ниже, чем хотели в Москве. В итоге сговорились в мае 2014 года, соглашение действует и по сегодняшний день. В данном случае работает чисто бизнес.
Дорогой через Алтай
Здесь, как обычно, стоит напомнить, что такое «Сила Сибири-2». Наряду с началом реализации проекта первой «Силы» в нулевых (запущена в 2019 году), тогда же, в 2006 году из слов Владимира Путина стало известно о готовящемся проекте газопровода «Алтай».
Его главным отличием было то, что газ по нему в КНР должен был идти по западному маршруту — от месторождений Западной Сибири через Алтай в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.
В случае реализации «Сила Сибири-2» пройдёт по весьма живописным местам
Нынешняя «Сила Сибири» ведёт в Поднебесную через восточный маршрут, к приграничным территориями РФ и КНР на Дальнем Востоке. Её ресурсной базой являются месторождения Чаяндинское (Якутия) и Ковыктинское (Иркутская область).
В отличие от первой «Силы», «Сила Сибири-2» имеет своих конкурентов. Это туркменские проекты газопроводов через страны Средней Азии. Это тоже несколько осложняет судьбу газопровода.
Однако есть у второй «Силы» и своё преимущество. Это ответвление, а на деле отдельный газопровод «Союз Восток» (см. карту). Он может пойти по территории Восточной Сибири и Монголии, которая также заинтересована в объемах российского сырья.
Более того. В начале 2022 года глава «Газпрома» Алексей Миллер и вице-премьер Монголии Сайнбуянгийн Амарсайхан подписали протокол об окончании технико-экономического обоснования данной газовой магистрали. Так что проектно-технические вопросы, по сути решены.
Соглашение свободных
Естественно, у «Силы Сибири-2» как явного проекта сотрудничества РФ и КНР есть свои оппоненты. Логику внешних описывает та самая британская Financial Times. Ей вторит американская CNN:
«Многие считают, что Пекин колеблется в отношении давно разрекламированной сделки, которой Путин рассчитывал компенсировать доходы, выпавшие из-за решения Европы избавиться от российского топлива».
Внутренние же критики из числа записных либералов утверждают, что «Сила Сибири-2» нерентабельна, что является откровенным враньём. Здесь, как и в любом бизнесе, всё зависит от параметров сделки.
И тут мы подходим, пожалуй, к главному аспекту всей истории. Россию никто не заставляет и не заставит продавать газ китайцам за гроши (также, как нефть индийцам). Китай, в свою очередь, тоже никто не сможет заставить покупать наши энергоресурсы втридорога.
Не «бьются» параметры сделки – она не заключается. Стороны, как говорится, свободны в своём волеизъявлении. А что? Европейские инвесторы тоже ушли из горных проектов в Армении, несмотря на все геополитические «вась-вась».
Российско-китайский самолёт пока остаётся проектом, но отношений это не омрачает
Есть характерный пример из десятых годов, когда Россия сохранила за собой технологии создания авиадвигателей, которые очень просил Пекин в рамках соглашения по совместному самолёту CR-929. Наша сторона посчитала такой размен невыгодным, проект заморожен.
Но Китай не стал устраивать истерик по этому поводу. Хотя бы потому что помнит, что немало самолётов и технологий получил ещё в советские времена, создавая аналоги наших машин по лицензии.
Да и торговый оборот двух стран в 2024 году прогнозируется на уровне в 276 млрд долларов. Это в два раза больше, чем три года назад.
Зарево новой эпохи
Есть и самое главное основание такого взаимопонимания двух сторон. Оно, не побоимся громких слов, носит глобально исторический характер для обеих стран.
И Россия, и Китай являются и по сей день странами «догоняющими», несмотря на все поражения, и успехи этого процесса. В современном глобальном мире конкуренция за место под солнцем носит предельно жёсткий характер и военные конфликты последних лет также являются её проявлением.
А самый показательный пример, который мы будем приводить ещё не раз – судьба СССР, ставшего к концу своего существования де-факто банкротом. Слабых история сметает.
Сложно сохранить суверенитет, когда твоя страна по уши в долгах у «западных партнёров». На фото: 40-й президент США Рональд Рейган и последний генсек СССР Михаил Горбачёв
Конкретно говоря, и РФ, и КНР решают историческую задачу накопления такого национального богатства, которое позволит им окончательно избавиться от зависимости со стороны Запада. Отсюда и такой обоюдный прагматизм.
Почему удобно взаимодействовать России и Китаю? Ни одна из сторон ничего не навязывает друг другу. Тем более не идёт «битвы за ценности», довольно мифические, впрочем, которые устраивают «западные партнёры».
А «номенклатура» экономического взаимодействия России и Китая сейчас такова, что позволяет спокойно откладывать одни проекты и приступать к другим. И никаких вам истерик.
«Энергетическое сотрудничество - важная часть общего стратегического партнерства Китая и РФ в новую эпоху. В будущем CNPC готова продолжить углублять сотрудничество с компаниями КНР и России во всех сферах», - заявил глава этой корпорации Чжан Даовэй в ходе визита Путина в Харбин в прошедшем мае.
Так что время «Силы Сибири-2» ещё впереди. Это несомненно.