«Живые деньги» и бонусы
Общераспространенное мнение о том, что официантами в ресторанах работают, как правило, молодые люди – студенты вузов, пытающиеся таким образом «дотянуть» до диплома, ошибочное. По крайней мере, так считает Ксения, которая этой сфере деятельности посвятила не один год.
К своему «бальзаковскому» возрасту женщина имеет собственную квартиру и машину. И все это благодаря (вы не поверите, быть может) чаевым! О том, как ей к 34 годам удалось сделать то, чего не могут многие люди с более престижными профессиями и не менее высокими окладами, Ксения рассказала в интервью «Комсомолке».
Оказалось, что по образованию она – учитель химии. Однако вот уже свыше 10 лет работает официанткой в ресторане и уходить куда-либо не собирается. Невольно на память приходит цитата одного из персонажей знаменитого мультфильма про попугая Кешу.
«Таити, Таити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят!» - так говорил толстый кот, отвечая на один из вопросов попугая.
Тот самый кот, довольный жизнью
С Ксенией в свое время произошло примерно так. Максимум, что она могла заработать к сегодняшнему дню, если бы пошла по специальности, - учительский кабинет в какой-либо средней школе или место лаборанта в одной из химлабораторий. О собственной машине и квартире (без ипотеки) при таком раскладе и мечтать не стоит.
Здесь же, по словам женщины, реальные «живые» деньги и всевозможные бонусы к зарплате. Трудно было лишь во время пандемии коронавируса, когда организации сферы общепита были временно закрыты. Чтобы выжить, пришлось использовать свои накопления и зарплату мужа, который, кстати, работает в школе.
«Зато потом, первые пару месяцев после открытия, несмотря на санитайзеры, полупустой зал и «дистанцирование», люди как с цепи сорвались. Изголодались. Щедро заказывали и не жадничали на чаевые», - рассказала в ходе интервью Ксения.
После пандемии рестораны вновь начали заполняться
Главный секрет мастерства
Впрочем, так комфортно ей было не всегда. На заре ресторанной карьеры она чувствовала себя не в своей тарелке. Работы было много, уровень заработной платы оставлял желать лучшего. За каждую разбитую тарелку и «зайцев» - посетителей, сбежавших, не рассчитавшись, приходилось платить из собственного кармана.
Когда вчерашняя выпускница вуза поняла, в чем главный секрет, ее дела резко пошли в гору. Оказалось, что всего-то нужно было вовремя улыбнуться, сделать клиенту пустячный комплимент и быстро обслужить. Немаловажный фактор в работе официанта – умение поддержать разговор, особенно с теми, кто ужинает в ресторане в полном одиночестве. Тогда и люди потянутся, и деньги потекут, считает Ксения.
Профессиональный официант наперёд знает: оставит ли ему клиент чаевые и сколько, если, как говорится, глаз намётан. Но для этого ему предстоит «посуетиться» около столика: прибегать по первому зову, предвосхищая любую просьбу посетителя.
«Самые выгодные клиенты, разумеется, приходят вечером, - поделилась с журналистами официантка. – Как правило, это мужчины со спутницами. Про правило оставить 10% на чай, если все устроило, обычно знают все. Хотя, желая козырнуть перед дамой сердца, некоторые могут расщедриться и на гонорар посолиднее. Тут все зависит от размера кошелька и намерений относительно свидания с дамой сердца».
За вечер можно прилично заработать на чаевых
Таким образом от одного столика официанту может перепасть до 200 долларов, если он понравится клиентам. Если чем-то не устроит – получит максимум 500 рублей. Самые «неблагодарные» клиенты, по словам Ксении, мамаши с маленькими детьми. Мало того, что те обычно капризничают и могут даже что-то разбить, так их родительницы еще весьма скупы на чаевые.
К этой же когорте относятся и многочисленные студенты, у которых больших денег, как правило нет. Правда, это не мешает им приходить в ресторан, чтобы заказать чашечку кофе или кружку пива. Видимо, для солидности или самоутверждения, предполагает Ксения. К таким клиентам у официантов свой подход: нужно специально «разбить» сдачу так, чтобы тебе осталось рублей 15-50. Мелочь, но приятно. Ведь с 5-10 таких столиков неплохо наберется.
При этом официантка предупреждает потенциальных клиентов ресторана – не напиваться до потери памяти. Несмотря на то, что подобные действия, как правило, обогащают кошельки работников (из-за щедрот гуляющего), последствия этих загулов могут быть весьма непредсказуемыми. Ведь изрядно подвыпившему клиенту проще всего взамен дорогостоящего коктейля «впарить» самый «дешманский», от которого ему впоследствии, возможно, резко сплохеет.
Чтобы получить больше, нужно чаще быть на виду
Ну а на выходе из ресторана с таким клиентом может случиться все, что угодно. Он может упасть со ступенек и разбить нос (в лучшем случае), а также стать жертвой ограбления тех же таксистов, которые, как правило, любят «работать» возле ресторанов.
У описанной выше истории имеется и обратная сторона медали. Смены обычно длятся по 14-16 часов, а в праздничные дни, особенно в Новый год, и того дольше. За это время многочисленные клиенты могут «выжать все соки».
Как итог – больные спина и суставы, другие сопутствующие заболевания, при которых не будешь рад никаким щедрым чаевым. Так что прежде, чем вы, уважаемые читатели, решитесь сменить сферу деятельности и пойти устраиваться в ближайший ресторан, семь раз, как говорится, отмерьте, чтобы потом наверняка лишь один раз отрезать.