Китай: купи-продай
Председатель Си Цзиньпин, который прилетел в Астану 2 июля для участия в саммите ШОС, прямо с порога заявил, что его страна будет противостоять гегемонам и бороться за мир, основанный на международном праве и принципах ООН. Делать это КНР планирует вместе с Казахстаном.
Токаев и Си Цзиньпин
Дальше звучали слова про «суверенитет Казахстана», «доверие и искренность», «развитие двусторонних отношений» и тому подобное… В общем, фразы стандартные, ничего нового мы не услышали.
Китайские эксперты говорят о том, что у России и Китая разное видение развития событий. По мнению аналитиков Поднебесной, Москва, в отличие от Пекина, не считает себя развивающейся страной и частью глобального Юга. Кремль мнит себя одним из полюсов, а потому создание многополярного мира – это всего лишь слова.
Впрочем, своим мнением китайцы не удивили, ведь ни для кого не секрет, что их политика основана на принципе «купи-продай». На все происходящее они смотрят именно с этой колокольни.
Для нас важнее то, что в данный момент у обеих стран общая цель, а потому европейские политики вновь заранее готовят корвалол и валидол, понимая, что скоро им снова покажут дружеские объятия Владимира Путина и Си Цзиньпина.
Одной Турцией на двух стульях
Президент РФ прибыл в Астану ночью 3 июля. В планах у главы государства участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества, а также несколько переговоров с главами других государств, в том числе с Си Цзиньпином, президентом Турции Тайипом Эрдоганом и исполняющим обязанности главы исполнительной власти Ирана Мохаммадом Мохбером.
Путин прилетел в Астану
В общей сложности, как сообщил помощник президента Юрий Ушков, 3 июля у Путина запланировано сразу шесть двусторонних встреч. Больший интерес из них вызывают переговоры с Эрдоганом.
В последний раз Путин и Эрдоган пересекались в Сочи в сентябре 2023 года. После того были телефонные переговоры между двумя лидерами. В последний раз Эрдоган позвонил Путину 25 июня, чтобы выразить соболезнования по поводу теракта в Дагестане.
Поездка Путина в Турцию тоже была запланирована, но по ряду причин ее пришлось отложить. Кстати, в Астане Путин с Эрдоганом наверняка затронут тему предстоящего визита президента РФ в Анкару.
«Я думаю, что на этой встрече лидеры двух стран обсудят самые важные, в том числе чувствительные вопросы», - поделился мнением Ушков.
Что кроется под словом «чувствительными»?
Строительство АЭС «Аккую»
В настоящий момент обе страны работают над рядом совместных проектов. Самые крупные - строительство АЭС «Аккую», а также газового хранилища на территории Турции.
«Я все время стараюсь объяснить: это не просто газовое хранилище, а электронная площадка на первом этапе для торговли газом прежде всего на Европу», - пояснил Владимир Путин 5 июня на встрече с руководителями международных информагентств в Санкт-Петербурге.
Что касается «чувствительных» тем, то речь, скорее всего, о сотрудничестве Анкары с Киевом. Пока Эрдоган спонсирует Украину, вторая сторона не прекращает попытки нанести удар и разрушить газопроводы, по которым в Турцию поступает газ.
Желание Эрдогана усидеть одной Турцией на двух стульях неприятно удивляет. Он пытается оставаться другом России, но при этом пожимать руки странам ЕС. Однако те западные гранты и кредиты, на получение которых рассчитывает Анкара, в итоге могут выйти ей боком. А точнее ограничениями на торгово-экономические связи с Россией, так что на выходе Турция больше потеряет, нежели приобретет.
Белоруссия попадет в десятку
Есть новость, из-за которой громче всего скрипят зубами западные политики: после нынешней встречи Шанхайская девятка округлится до десятки.
Александр Лукашенко
Данное событие еще не произошло, но уже понятно, что Белоруссию наконец-то примут в стройные шанхайские ряды.
Собственно, Лукашенко еще пару лет назад рвался вступить в этот тесный круг, но на тот момент его страна по некоторым параметрам не проходила через критерий отбора.
Теперь все требования Минск выполнил. На саммит ШОС в Астану Лукашенко прибыл в своем прежнем статусе – наблюдателя, а улетит уже почетным «ШОСовцем».
По поводу того, состоится ли встреча Путина и Лукашенко на полях ШОС, Юрий Ушаков напомнил, что лидеры двух стран не так давно пересекались в Минске. Впрочем, с того момента произошли некоторые изменения, в том числе на границе Белоруссии, куда ВСУ начали стягивать свои войска. Наверняка эту ситуацию Путин и Лукашенко обсудят, хоть и не в формальной обстановке, а просто за обеденным столом.
Еще одна война? Автор: США
Накануне проведения саммита ШОС Блинкен попытался напугать азиатов объявив, что из-за дружеских отношений Си и Путина в Азии в скором времени может вспыхнуть очередной вооруженный конфликт. При этом Госсекретарь США сослался на премьера Японии Фумио Кисиду. Интересно, в курсе ли тот?
Энтони Блинкен
Из пламенной речи госсекретаря Штатов европейцы и азиаты могли сделать вывод о том, что Вашингтон очень недоволен поведением своих поданных, в смысле, партнеров. И, если попавшие в немилость государства продолжат вести дела с Россией, сценарий конфликта на Украине может повториться в Азии.
Вашингтон не угрожает, не подумайте, а просто по-дружески показав клыки предупреждает. И разговоры об усилении связей между Альянсом и его союзниками в Индо-Тихоокеанском регионе – это опять же не угроза создания нового азиатского НАТО, а просто планы по присоединению к Альянсу Японии, Австралии, Южной Кореи и Новой Зеландии.
Как это будет происходить пока неясно. Также нет ответа на вопрос, в каком конкретно месте на карте Азии европейцы наметили следующую Украину. Однако не просто так американские политики в последнее время с опасением косятся в сторону Тайваня. Судя по словам сонной сомнамбулы Джо Байдена, Штаты то собираются защищать остров, то провозглашают, что он им вообще не нужен. В общем, пока ничего не понятно, но крайне интересно.
Коллаж © LIFE
Впрочем, на истерику Блинкена и сыплющиеся из всех американских щелей угрозы новой войны Запад отреагировал примерно как Байден на выпады Трампа во время теледебатов: наполовину проспал. Оно и понятно, ведь все внимание европейского сообщества сейчас приковано к визиту Путина в Астану и заседанию ШОС. Так что попытка Блинкена своими громкими заявлениями отвлечь англосаксов от этого мероприятия оказалась провальной, но утешительную медаль за старания ему все же можно вручить.