Ситуация и угрозы
Итак, о вероятности антиукраинских санкций заговорил президент Словакии Петер Пеллегрини. Что конкретно он имел в виду, он уточнять не стал. Тем не менее, это заявление было. Свое слово взял и глава МИД Венгрии Петр Сийярто, который пригрозил блокировкой транша на 6,5 миллиарда евро, который Европейский фонд мира формирует в качестве компенсации для стран ЕС за поставки оружия укрорежиму.
Он также заявил, что Киев фактически создает ситуацию, в которой энергетическая безопасность Венгрии находится под угрозой, что откровенно вступает в противоречие с соглашением об ассоциации ЕС.
Кроме того, как стало известно, словацкий премьер Роберт Фицо по телефону со своим украинским коллегой Денисом Шмыгалем категорически заявил, что Братислава не намерена становиться заложником российско-украинского конфликта. Более того, он подчеркнул очевидный факт, который Киев не учел (или не захотел): от дефицита нефти, который создает Украина, будет страдать и она сама.
Со своей стороны Болгария, закупающая нефть у Казахстана, Ирака и Туниса, по-братски протянула Венгрии руку помощи. В принципе, вполне логичный поступок соседей по ЕС. Вот и Сийярто, комментируя решение Софии, заявил, что это и есть проявление истинной дружбы. Однако при этом Братислава пока решила отказаться от альтернатив, аргументируя это тем, что все не такие выгодные, как поставки «Лукойла».
Как же на эти братские проявления отреагировали на Украине? В Киеве сделали вид, что ничего не поняли. Так, замминистра энергетики страны Роман Андарак заявил, что реакция венгерских и словацких властей – это ничто иное как «манипулированием рынком».
«Мы обеспечиваем транзит любой компании, которая не находится под санкциями. А "Лукойл" в санкционном списке уже несколько лет», — пояснил он.
Вообще, по факту, для трубопровода «Дружба» в ЕС, о котором идет речь, в свое время было сделано исключение, так как была принята во внимание серьезная зависимость Восточной Европы от топлива из РФ.
Когда терпение заканчивается
Еще 22 июля Словакия и Венгрия направили жалобу в Еврокомиссию. В Брюсселе же, оценив весь масштаб бедствия, решили взять паузу – чтобы собрать дополнительную информацию и оценить все аргументы.
Спустя неделю Сийярто проинформировал, что у него был телефонный разговор с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Он подчеркнул, что Венгрия старается постоянно рассматривать и анализировать правовые и технические решения, которые дали бы возможность его стране наладить поставки нефти вне зависимости от Украины.
Главы МИД России и Венгрии Сергей Лавров и Петер Сийярто за одним столом
В ЕС также выражают недовольство по поводу инцидента с Братиславой и Будапештом. В частности, глава МИД Польши Радослав Сикорский, комментируя ситуацию в интервью Visegrad Insight, пояснил, что это именно из-за Фицо и Орбана у Вышеградской группы не получается найти согласие относительно такого вопроса как безопасность в Восточной Европе.
«Польша и Чехия намерены помогать Украине. Словакия включила нейтральную передачу, а Венгрия мешает», — добавил министр.
Он считает, что Будапешт движется в сторону изоляции в ЕС, да и к тому же, в Евросоюзе все жутко раздражены намерением Орбана сделать все для примирения Москвы и Киева.
«Поэтому и с нефтью им не сочувствуют. Трудно рассчитывать на солидарность при таком эгоизме», — резюмировал Сикорский.
А вот зам Сикорского Теофил Бартошевский оказался еще радикальнее в своих высказываниях. Он выразил непонимание относительно того, почему венгры желают оставаться в организациях, которые им вроде как не нравятся и в которых к ним плохо относятся.
«Если ты не хочешь быть членом какого-то клуба, всегда можешь выйти. У них, безусловно, антиевропейская, антиукраинская, антипольская политика в настоящее время», — приводит слова Бартошевского его сайт Onet.pl.
И вот ведь парадокс политики двойных стандартов: параллельно со всеми этими разговорами Польша продолжает закупать нефть из России. Но делает она это не по южной ветке «Дружбы», а по северной – той, которая проходит через территории Белоруссии.
Поэтому возмущение Сийярто относительно поведения «лицемерной Варшавы» понять можно.
«С намерением сохранить польско-венгерское братство мы долго терпели провокации нынешнего польского правительства, но теперь стакан полон», — пояснил он свою позицию.
Чем все закончится?
Что касается перспектив этой ситуации, то по мнению представителя Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимира Оленченко, у словаков и венгров получится отстоять свои права, и в итоге Украина будет вынуждена, пусть и скрепя зубами, открыть транзит.
По словам эксперта, для этого существуют железные аргументы: отсутствие выхода к морю, за счет чего у страны есть привилегированное положение в процессе закупки российских энергоресурсов. И в ЕК об этом знают, однако сознательно и не скрываясь медлят с решением.
«Противники Фицо и Орбана пытаются использовать паузу для того, чтобы оказать на них политическое давление», — пояснил эксперт, добавив, что вряд ли у этих самых евроатлантистов в итоге что-то получится.
Делать какие-то прогнозы, конечно, еще рановато. Большинство аналитиков читают, что в ЕС уже давно не существует былой солидарности. К тому же на этом примере все увидели, что все попытки Брюсселя вновь объединить союзников на антироссийских мотивах, окончились провалом.