Но сначала небольшой ликбез. Неконтактные народы — официальный термин, который учёные применяют по отношению к племенам, добровольно сохранившим свой родоплеменной строй и не принимающим современность. Важная причина, по которой крайне нежелательно проводить принудительную цивилизацию — риск распространения смертельных болезней: замкнутый образ жизни исключает возможность выработки иммунитета внутри племени, поэтому любая безобидная для современного человека инфекция может выкосить начисто всю общину.
Сколько всего таких народов осталось — неизвестно. По имеющимся данным, сейчас насчитывается около сотни племён, большая часть из которых перестала быть полностью неконтактной: к ним приезжают туристы, о них регулярно снимают документальные фильмы, их посещают миссионеры, а натуралисты пользуются их услугами гидов по местности. Но есть и те, о ком из-за полной закрытости от внешнего мира не известно почти ничего, кроме их оружия и цвета кожи.
Итак, какие же они, некоторые современные племена.
Асаро мудмен
Эти люди живут частично в Индонезии, частично — в Папуа-Новой Гвинее. Их особенность в том, что они обмазывают тела речной грязью и изготавливают примитивные, но довольно искусные маски — совокупность такого «наряда» помогает им держать в страхе всех соседей.
Племя асаро в целом довольно воинственное, но, по рассказам натуралистов и фотографов, они поодиночке очень любопытны и даже милы. Агрессия же проявляется именно в объединяющей цели: сохранить свои племенные традиции.
Китайские рыболовы
Жители деревни Гуанси в Китае, по сути, тоже остановились в своём массовом цивилизационном развитии. Эти люди живут в закрытой общине, не пользуются техникой и электроникой, а единственное их занятие — рыбалка. И нет, спиннинг, резиновая лодка и даже простая бамбуковая удочка — это не про них.
Племя практикует древнейшую китайскую традицию: рыбалку с бакланом. Суть проста: они ловят птиц, приручают их, затем перевязывают им шею примерно наполовину перекрывая горло, и выплывают на плотах в море. Баклан ловит рыбу, глотает мелкую, а крупная не проходит из-за верёвки — с ней он и возвращается к хозяину.
Масаи
Кенийское племя, одно из самых многочисленных в Африке. Их легко узнать по характерным красным нарядам, высоченным прыжкам во время ритуальных танцев, потрясающей физической подготовке и невероятной храбрости. Центральное место в культуре масаев — разведение скота. Реальность, правда, всё же порой заставляет их взять в руки оружие, чтобы защитить свои земли — позже благодаря этому масаи распространились ещё и на соседнюю Танзанию — но скотоводство всё равно превыше всего.
По религии этого племени все животные на свете принадлежат им, поэтому кража скота у других племён не просто не порицается, но ещё и считается достойным поступком.
Ненцы
Сибирское племя, которое постоянно кочует по Ямалу и комфортно чувствует себя в –50ºC. Всё, чем они занимаются кроме того, что выживают в немыслимых условиях и ежегодно проходят около тысячи километров — это разведение оленей. По словам представителей ненецких племён, именно тёплая оленья кровь и парное сырое мясо помогают им существовать в тундре.
Дасанеч
Если вы устали от современной жизни и мечтаете радикально всё поменять — вам в Эфиопию, потому что именно тут живёт племя дасанеч, членам которого плевать на этническое происхождение своих членов. Они могут принять буквально кого угодно, но сперва нужно доказать, что человек этого достоин: пройти ритуалы, выучить примитивный язык, вернуться с охоты с трофеями.
Ладакхи
Индийское (не путать с индейским!) племя на границе с Тибетом. Собственно, на основе такого соседства ладакхи и построили свою культуру, из которой упрямо не желают двигаться дальше в современный мир.
Это племя сочетает в себе тибетский буддизм, язычество, демонопоклонение и многомужество. Ландакхи осели в долине реки Инд, где удобно заниматься их любимым делом — земледелием.
Мурси
Ещё одно эфиопское племя, которое наиболее красочно можно охарактеризовать их негласным девизом: «Лучше умереть, чем жить не убивая». Эти ребята сочетают в себе племенной быт и неплохое владение автоматом Калашникова. Мужчины занимаются скотоводством, земледелием, воюют с соседями. Женщины украшают себя, вставляя в нижнюю губу тарелку. Все мурси практикуют жутковатое шрамирование. В общем, у них не заскучаешь.
Рабари
Народ из Индии с очень древней собственной культурой. Обитают в пустынях и на равнинах западной части страны. Занимаются в основном скотоводством, но известны далеко за пределами своего обитания искусной вышивкой. У рабари матриархат: финансовые и управленческие вопросы решают женщины.
Мустанги
Очень религиозные плоскоземельцы из Непала. Занимаются в основном тем, что молятся, проводят религиозные праздники, практически никого к себе не допускают (а до 1991 года — без «практически). Но при этом не враждебны к чужакам — по крайней мере, открыто.
Мустанги — это, по сути, последние хранители чистой тибетской культуры.
Пираха
Бразильское племя без социальной иерархии, без числительных в примитивном языке и с строжайшим запретом на познание нового. У них нет мифологии, так как в культуре пираха запрещено говорить о том, чего не видел сам, зато есть — вот не поверите — типичнейший коммунизм. Именно в таком строю сосуществуют все члены племени.
Пираха не враждебны к чужакам, они даже становятся проводниками для натуралистов и пускают туристов в свой быт. Не просто так, разумеется: платёжной единицей чаще всего выступают одежда, сахар, порох и алкоголь. Можно даже пожить в деревне и пойти с охотниками на промысел в джунгли.
Ваорани
Ваорани живут в Эквадоре, в 75 километрах от ближайшего города. Племя делится на несколько больших деревень со столицей в Бамено. Этот народ дружелюбен к туристам, они охотно показывают свой быт, берут гостей на охоту за дикими свиньями и обезьянами, угощают чичей — это такое местное пиво из пережеванных растений и жалуются на соседние кланы тагаери и тагоменани, которые с цивилизацией как-либо контактировать отказываются в крайне агрессивной форме.
Короваи
Папуасское племя охотников-собирателей, которые почувствовали в себе предпринимательскую жилку и туристический потенциал. Короваи пускают к себе чужеземцев за табак и сигареты. Пара пачек — и вот ты живёшь в хижине на 30-метровой высоте, а рано утром идёшь охотиться с луком на диких свиней.
Что характерно, короваи до 1970-х годов были уверены, что они — единственный народ на земле, а вплоть до последних двадцати лет не гнушались каннибализмом. Сейчас же заместить это нехорошее дело им помогают одомашненные свиньи — источник мяса и одновременно с тем средство передвижения.
Сентинельцы
А вот и гвоздь программы. Жители острова Северный Сентинель — самое закрытое и агрессивное племя в мире. К ним невозможно попасть вообще никаким образом: любую лодку на расстоянии полёта стрелы сентинельцы сразу же начинают обстреливать, и даже вертолёты их не пугают — град стрел с острыми наконечниками быстро заставляет пилота разворачиваться.
Островитян пытались задобрить подарками, но всё, что оставляли натуралисты и учёные на берегу, сентинельцы выбрасывали в океан. Кто только ни пытался установить с ними контакт, начиная от индийского правительства и заканчивая специалистами National Geographic — всех неизменно обстреливали. У телевизионщиков неудачная экспедиция и вовсе закончилась раненым оператором и двумя убитыми проводниками.
Впрочем, всё это не помешало миссионеру из США в 2018 году понести учение Христа аборигенам вопреки здравому смыслу и официальному запрету правительства Индии. Джон Чоу в свои 27 лет очень хотел искоренить «последнюю цитадель сатаны на Земле», для чего очень долго готовился в лагере евангелической организации «Все Нации», а затем нелегально отправился на Северный Сентенель.
Надо ли говорить, что кончилось всё немного предсказуемо. Сперва агрессивные островитяне традиционно отгоняли его стрелами, затем превентивно выстрелили ему в лицо и попали в Библию, которые он держал в руках, но миссионер был чрезвычайно твёрд в своём стремлении влюбить в христианство орущих непереводимые ругательства человечков с копьями и луками.
В итоге 27-летнего Джона зверски убили, протащили по пляжу и скрылись вместе с его телом в джунглях, где, скорее всего, Чоу не дал умереть голодной смертью паре десятков сентинельцев.
И несмотря на то, что мировой общественный резонанс едва не заставил кипеть Индийский океан, власти не стали предпринимать ничего, кроме формального возбуждения уголовного дела, а для того, чтобы не допустить появления подобных героев, усилили патрулирование вокруг острова.