Общество25.11.2025 - 15:59

Татьяна Ким опубликовала открытое письмо ЦБ из-за ситуации с маркетплейсами

По мнению Татьяны Ким, основательницы Wildberries, стремление банков ограничить возможности маркетплейсов по субсидированию потребительских скидок продиктовано желанием устранить конкурентов. Ким адресовала открытое письмо с критикой предложения о запрете маркетплейсам использовать собственные платежные системы для финансирования скидок Центробанку, правительству, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации.

Фото: Артур Новосильцев, источник: Агентство «Москва»

В своем обращении Ким подчеркивает, что банковские нападки обусловлены их стремлением сохранить доходы и избавиться от соперничества, а обвинения онлайн-платформ в уклонении от налогов, по ее мнению, не имеют под собой оснований.

Ранее в ноябре крупные кредитные организации, такие как Сбер, ВТБ, Альфа-банк, Т-Банк и Совкомбанк, обратились к председателю Госдумы с призывом законодательно запретить маркетплейсам финансировать снижение цен на товары.

Эльвира Набиуллина, глава ЦБ, рекомендовала Министерству экономики ввести ограничения на разницу в ценах в зависимости от способа оплаты и на реализацию продуктов дочерних банков на этих платформах, что, по мнению Ким, фактически означает запрет на существование дочерних банков у маркетплейсов.

Герман Греф, глава Сбербанка, заявил о недоплате маркетплейсами в бюджет 1,5 триллиона рублей налогов. Ким выразила несогласие с такой оценкой, ссылаясь на участие Wildberries в налоговом мониторинге Федеральной налоговой службы и эксперименте по минимизации налоговых рисков.

По данным ФНС, лишь 0,3% продавцов, работающих через маркетплейсы, имеют риски нарушения налогового законодательства, отметила Ким.

Основательница Wildberries подчеркнула, что практически у всех крупных банков есть собственные продуктовые и торговые онлайн-платформы, активно инвестирующие в программы лояльности. По ее данным, только Сбер в 2024 году потратил на эти цели около 790 миллиардов рублей. Банки, как считает Ким, не заинтересованы вкладывать средства в кэшбэк на сторонних площадках, чтобы не способствовать росту конкуренции.

Ограничение программ лояльности на маркетплейсах, по мнению Ким, приведет к стагнации бизнеса, инфляции и ухудшению конкурентной среды, не принеся ожидаемой выгоды банкам.

Ранее Ким уже высказывала опасения, что инициативы банков представляют угрозу конкуренции и что запрет скидок приведет к росту цен.

Следует напомнить, что крупные банки выступили с предложением запретить маркетплейсам предоставлять прямые скидки покупателям и запускать бонусные программы. В Ozon заявили, что запрет программ лояльности увеличит стоимость товаров для миллионов потребителей, особенно в небольших городах.

Инициатива о запрете скидок на онлайн-платформах вызывает отторжение у значительной части населения России: около 66% респондентов считают ее неоправданной. Таковы результаты социологического исследования, обнародованные сегодня, 25 ноября, аналитическим центром ВЦИОМ

Реклама