Листья и ягоды саженцев смородины для Севера расскажут об устойчивости к болезням и вредителям. Многие образцы выведены на основе генотипов диких предков из Архангельской области.
Самая популярная из всех трех видов смородины, черная, наиболее распространена в культуре этого ягодника. Советами по правильному выбору саженца с ИА RuNews24.ru согласился поделиться биолог из Архангельской области Геннадий Иванов.
Сегодня в мире известно свыше 200 сортов черной смородины, но для средней полосы и так называемых зон рискованного земледелия лучше выбирать холодоустойчивые варианты.
Так, в Архангельской области хорошо адаптируются сорта, выведенные ВНИИ селекции плодовых культур в городе Орле. Исходные формы растений-доноров на устойчивость к мучнистой росе специально для Поморья отбирались там еще в 50-е годы на тогда еще Орловской опытной станции.
«Выбирая саженец, надо всегда внимательно читать описание: что там сказано об устойчивости к вредителям и болезням. Основным врагом культуры является почковый клещ, заболеванием - мучнистая роса. Поэтому очень важно на ощупь определить - жёсткий ли лист. Это важно, потому что плотный лист препятствует проникновению споров грибковых заболеваний», - рассказал эксперт ИА RuNews24.ru.
Также надо обратить внимание на склонность сорта к загущению. Дело в том, что почковый клещ легко расползается по молодым приростам, да и с обрезкой будет много вопросов.
Саженцы с ягодами надо проверить на сухой и мокрый отрыв. Предварительно об этом расскажет и кисть – если она длинная, то отрыв, скорее всего, будет сухим, вместе с плодоножкой, без повреждения кожицы.
Мокрый отрыв плох тем, что ягоду сложно собирать, товарный вид она теряет быстро, транспортировать её трудно, хранению такой урожай не подлежит. Обычно более крупная ягода имеет и более толстую кожицу. Исключение - сорт «Экзотика». Крупная ягода с тонкой кожицей кисловато-сладкая и ароматная.
Подробные описания сортов с их историей можно увидеть на сайте орловского ВНИИ селекции плодовых культур, в свое время выводившего варианты для Пинежского и Мезенского районов. В их «крови» есть генотипы диких предков из Архангельской области.