ИА RuNews24 уже разбирало ситуацию с инвестиционной активностью россиян, а если проще – куда вложить деньги в 2024 году. Сегодня рассмотрим, как обстоят дела с расходами жителей России на товары повседневного спроса (FMCG).
Статья по теме: Банковские вклады, ценные бумаги или дорожающие товары: куда вложить деньги в 2024 году
В 2023 году общая сумма расходов россиян составила 88,3 трлн руб. Наибольшая доля пришлась на покупку товаров – почти 60% (52 трлн руб.).
Рис. 1. Структура расходов населения в 2023 году (млрд руб.). Источник: данные ВШЭ
Расходы на покупку товаров разделены практически поровну между продовольствием и непищевыми товарами. Например, в январе 2024 года оборот розничной торговли по пищевым продуктам составил 1,9 трлн руб., а по непродовольственным товарам – 2,03 трлн руб.
Что касается годовой динамики, то номинальный прирост расходов на приобретение товаров составил 10,9%. В реальном выражении, с учетом инфляции, рост составил 4,7%.
Определяющую роль здесь сыграл общий подъем экономики, что благоприятно сказалось и на потребительских настроениях россиян. На это указывает и динамика месячных продаж: с апреля 2023 года рост рынка FMCG определяется реальным спросом.
Рис. 2. Месячная динамика FMCG. Источник: компания NielsenIQ
Если же рассматривать расходы на уровне отдельной среднестатистической семьи, то в первые месяцы 2024 года на повседневные товары у нее уходило 7-8 тыс. руб. в неделю. За год эта сумма увеличилась примерно на четверть.
Однако по отдельным товарам повседневного спроса динамика разнится достаточно сильно (в сопоставимых ценах, 2023 к 2022):
Структура расходов на топ-5 товаров из категории FMCG выглядит следующим образом (доля в общих тратах на данную категорию):
Что касается каналов реализации FMCG, то самым быстрорастущим сегментом является e-commerce. В 2023 году объем продаж в денежном выражении через интернет удвоился. На втором месте, с темпом роста 21%, идут хард-дискаунтеры.
Продавцы адаптировались к изменениям 2022 года и стремятся успеть за восстановившимся спросом. Их основные стратегии:
Помимо восстановившегося спроса на продавцов влияют и формирующиеся привычки покупателей. К основным можно отнести:
В текущем году, учитывая предполагаемый рост экономики, сектор торговой розницы продолжит увеличивать сбыт продукции. Этому будут способствовать и сильные потребительские настроения россиян. В целом можно сказать, что розничная торговля преодолела потрясения 2022 года и готова к дальнейшему развитию.