Россия продолжает жить под знаком адаптации своей экономики после введения международных санкций и начала военной операции. В этой связи переход от открытой экономики к изолированной системе продолжается, и последствия этого процесса становятся всё более очевидными.
Так, потребительский рынок, несмотря на рост цен, продолжает компенсировать дефицит импортных товаров, привозя их из других стран, но с ухудшением качества. Промышленность справляется с производством того, что возможно, однако многие товары стали дефицитными.
В феврале президент заявил, что поддержка экономики за счет резервов заканчивается, и начинается новый этап. Как ответ такой политики Банк России ужесточил денежно-кредитную политику, повысив ключевую ставку до 21%, что сократило объем наличных в экономике.
Правительство также пересмотрело налоговую политику. В марте ФНС начала борьбу с уклонением от налогов, а летом были анонсированы повышения налогов на прибыль и доходы, чтобы покрыть расходы на нацпроекты. В ответ на экономическую нестабильность государство увеличило расходы на субсидирование ставок по кредитам, что также негативно сказывается на бюджет.
В будущем году предстоят трудные вопросы о распределении дефицитных ресурсов и необходимости объяснять населению возможные изменения в доходах. Экономика будет продолжать адаптироваться к жизни по средствам, что станет основой для следующего этапа развития, резюмировал экономический обозреватель «Коммерсанта» Олег Сапожков.
Ранее эксперт Фомин спрогнозировал, что рыба может подорожать на 5-20% в 2025 году. Также в Центробанке пояснили, почему нельзя массово раздать деньги россиянам.