Ввоз автомобилей по параллельным каналам представляет собой законный способ импорта транспортных средств в Россию, не связанный с официальными дилерами или представительствами марок. Начиная с 2022 года, эта практика стала распространенной альтернативой в условиях ограниченного официального импорта, что привело к увеличению числа россиян, выбирающих автомобили, импортированные таким образом. Однако приобретение автомобиля по схеме параллельного импорта требует от покупателя осмотрительности и осведомленности.
При покупке автомобиля, уже находящегося в России, важно помнить, что кажущаяся простота сделки может скрывать риски, в частности, неполную или льготную оплату утилизационного сбора импортером. Поскольку утилизационный сбор относится к автомобилю, а не к его владельцу, Федеральная таможенная служба (ФТС) может доначислить коммерческую ставку сбора даже после перепродажи автомобиля, если при ввозе была применена льготная ставка. В этом случае обязанность по уплате недостающей суммы ложится на нового владельца.
Александр Степанов, руководитель компании AUTOSAN, специализирующейся на импорте автомобилей премиум-класса, рекомендует уточнять страну происхождения автомобиля. В случае ввоза из стран ЕАЭС (например, Киргизии или Беларуси) необходимо выяснить, где и как проводилась таможенная очистка, поскольку в некоторых случаях на такие автомобили могут быть начислены дополнительные пошлины, если таможенное оформление будет признано недействительным.
Необходимо также внимательно изучить документы о ввозе, запросить декларацию на товары (ДТ) – основной документ, подтверждающий таможенное оформление и уплату пошлин. Подлинность ДТ можно проверить на веб-сайте ФТС России, указав VIN автомобиля, что позволит убедиться в том, что автомобиль действительно прошел таможню и зарегистрирован в официальной базе данных.
При заказе автомобиля "под клиента" существуют риски мошенничества, такие как получение предоплаты и непоставка автомобиля, изменение условий поставки (увеличение цены), поставка некачественного автомобиля. Для защиты следует выбирать компании с хорошей репутацией, зарегистрированным юридическим лицом и прозрачной системой оплаты.
В договоре должны быть четко указаны срок поставки, характеристики автомобиля, окончательная стоимость, ответственность сторон и порядок возврата средств. Следует уточнить способ оплаты автомобиля за границей.
При покупке автомобиля из наличия продавец должен предоставить ПТС, ДТ, квитанции об уплате пошлин и утилизационного сбора, договор купли-продажи и акт приема-передачи. При заказе автомобиля дополнительно требуются договор с условиями поставки, подтверждение международной оплаты и данные об отправителе автомобиля.
Автомобили, ввезенные по параллельному импорту, обычно не обслуживаются по официальной гарантии, но можно оформить гарантию через независимые СТО. Если автомобиль официально оформлен в России и имеется ДТ, риски по документам берет на себя продавец. При ввозе через страны ЕАЭС важно проверить законность таможенного оформления.
Ранее эксперт Целиков назвал три основных направления ввоза авто в РФ