17 марта Международный уголовный суд (МУС) в Гааге взбудоражил мир новостью о выдаче ордера на арест президента России Владимира Путина. Владимира Владимировича подозревают в причастности к «военным преступлениям, заключающимся в незаконной депортации и незаконном перемещении детей» с территории Украины в Россию. Ордер МУС выписал в том числе и на Уполномоченную по правам ребёнка при президенте РФ Марию Львову-Белову. Следом за этим в ряде стран прозвучали едкие комментарии к решению МУС, особенно цинично звучала позиция представителей США. Имеет ли силу решение МУС для России, каковы взаимоотношения у МУС с США, и остается ли доверие к международным институтам в свете происходящих в мире событий – об этом в нашем новом материале.
Учрежденный в июле 1998 года в Гааге МУС не является официальной структурой ООН. Влияние суда распространяется только на страны, ратифицировавшие Римский статут. Почти половина государств, состоящих в ООН, не ратифицировала Римский статут, в том числе Россия, Китай и США. РФ подписывала статут в 2000 году, но не ратифицировала его, а в 2016 году отказалась становиться страной-участницей Международного уголовного суда.
Путин не первый глава государства в отношении которого МУС возбудил уголовное дело. Подобные ордеры уже получали президент Судана Омара аль-Башира и глава Ливии Муаммара Каддафи, но ни Ливия, ни Судан не являлись страной-членом Совета Безопасности ООН.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Москве считают ничтожным с точки зрения международного права решение Международного уголовного суда и напомнил зарубежным коллегам, что Россия не признаёт юрисдикцию МУС. Позже Песков добавил, что на фоне всего негатива, который льётся в сторону России, в Кремле решение МУС никто не принял близко к сердцу.
Заместитель председателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев в ответ на заявления минюста Германии о намерении задержать Путина с целью передачи МУС, если глава российского государства приедет в ФРГ, приравнял подобные заявления к объявлению войны.
Львова-Белова заявила, что этим решением международное сообщество оценило «помощь детям нашей страны, что Россия не оставляет их в зоне военных действий».
Армению, которая намеревается присоединиться к Римскому статуту, Кремль предупредил о крайне негативных последствиях таких действий для двусторонних отношений. Ереван еще в 1999 году подписал Римский статут, но пока не ратифицировал его, однако планирует это сделать, о чем было объявлено официально, причем уже после решения МУС по президенту РФ.
Соединённые Штаты надеются, что решение МУС сподвигнет нейтральные страны изменить своё отношение к России. Одна из этих нейтральных стран — Китай. Ордер на арест выписали за несколько дней перед визитом Си Цзиньпина в Москву на встречу с Путиным.
Президент США Джо Байден назвал решение МУС обоснованной и сильной позицией и добавил, что считает Путина причастным к военным преступлениям.
Оправдывая решение МУС, Байден добавил, что Штаты не признают суд на международном уровне. И это не удивительно. За четверть века существования МУС Америка участвовала в целом ряде вооруженных конфликтов, которые, к тому же, она сама и разожгла.
В их числе:
Статья по теме: Как США с партнерами бомбили Югославию: история преступления «Операция «Союзная сила»
За свои действия в рамках осуществления вышеперечисленных спецопераций США не понесли никакой ответственности.
В 2017 году Международный уголовный суд попытался начать расследование военных преступлений, совершенных военнослужащими США в ходе спецоперации в Афганистане. Их обвиняли в пытках, жестоком обращении и посягательстве на личное достоинство.
За «попытку» МУС разобраться Соединённые Штаты незамедлительно ввели санкции и запретили въезд на свою территорию представителям МУС и сотрудникам, которые каким-либо образом причастным к расследованию. Кроме того, Белый дом разрешил применять военную силу для освобождения граждан США, задержанных по решению МУС. Документ получил «шутливое» название «Закон о вторжении в Гаагу».
Конфликт закончился тем, что Гаагский суд отказался расследовать данные преступления спустя неделю после введения визовых ограничений для сотрудников МУС.
«Позволяя себе неприемлемые высказывания в адрес российского лидера, американские власти намеренно умалчивают о собственных зверствах. Пытаясь оградить своих граждан от международного преследования, США принимают одиозные меры. Такая позиция напоминает вялотекущую шизофрению», — коротко и четко прокомментировало американскую позицию посольство РФ в США.
О том, что решение суда политизировано, говорили и другие политики. В частности, экс-глава МИД Австрии Карин Кнайсль заявила: «Суд подвергся давлению со стороны Вашингтона и многих других стран Евросоюза. Это свидетельствует лишь о том, насколько МУС политизирован».
По сути, Международный уголовный суд окончательно дискредитировал собственную деятельность в глазах международной общественности. И у большинства стран мира отношение к деятельности МУС будет соответствующим. Своим решением МУС, возможно, сам того не желая, положил начало «смерти» организации. В будущем равноправном и справедливом мире нет места двойным и тройным стандартам.