Статьи28.02.2024 - 14:02

Государство-призрак: как эта солнечная республика могла стать частью России

Ровно 20 лет назад с мировой карты исчезла страна Закавказья, которая могла бы существовать и сегодня. Но этого не произошло. Почему?

Фото:

Распад Советского союза стал причиной нестабильной обстановки в ряде постсоветских стран, приведшей к возникновению гражданских войн и разделению территорий. Затронула эта участь и Грузию. 

Гражданская война 1991-1993 годов нанесла внушительный удар по политической и экономической основам государства. Как следствие - перераспределение сфер влияния и «дележка» территорий. Абхазия и Южная Осетия заявили, что отныне будут сами по себе, и вышли из состава Грузии. О своей независимости от Тбилиси заявила и Аджария. 

«Аджарский лев» 

В 91-м году прошлого столетия президент Грузии Гамсахурдия хотел упразднить автономию Аджарии. Надежды он возлагал на Аслана Абашидзе и «взмахом руки повелителя» объявил его главой Аджарии. Ставленник «босу» не подчинился, поступил с точностью до наоборот. 

Аслан Абашидзе

Он развил активную деятельность и сделал все возможное, чтобы разжечь сепаратистские настроения во вверенной ему стране. Абашидзе, пользуясь недовольством местных жителей развернутой ультранационалистической политикой грузинского президента, старательно добивался своей цели. В этом ему во многом помогли протесты батумцев, ослабившие статус центральной государственной власти.   

За свою независимую политику по отношению к Грузии Абашидзе назвали «аджарским львом». Тот, в свою очередь, старательно поддерживал льстившее ему прозвище. Абашидзе с резвостью хищника захватил власть и в мгновение ока стал первым лидером автономии. 

Укрепление суверенитета Аджарии 

Поудобнее устроившись на аджарском троне, Абашидзе принялся «штамповать» указы. Он объявил, что Аджария - независимая страна со своей собственной экономикой. В подтверждение слов - фактически полноправный контроль за таможней, портом и другими важнейшими объектами инфраструктуры и отказ от уплаты «дани» в общую казну Грузии.  

«В Аджарии сепаратизм с самого начала был политический, поскольку аджарцы в этническом плане — это те же грузины, просто какая-то их часть — мусульмане. Отделяемость Аджарии от Грузии с самого начала поддерживалась режимом Аслана Абашидзе», - считает руководитель тбилисского Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили. 

Чтобы умаслить «челядь», особо приближенных ко двору Абашидзе щедро одаривал. Например, мог объявить одного из них одновременно мэром, начальником порта и главой таможни. Нечистых на руку он не карал сурово: журил за плохое поведения, просил вернуть чужое и отпускал восвояси.  

Один в поле не воин 

Сколько бы не был честолюбив и амбициозен Аслан Абашидзе, он осознавал, что без сторонней поддержки он может не удержаться у власти. Поскольку в Аджарии не имелось своей армии, он делал ставку на военизированные отряды МВД, силы которых приблизительно были равны грузинской армии.  

Дружественным плечом, способным в любой момент придти на помощь, Абашидзе считал Россию. Поэтому состоял в «приятельских отношениях» с 12-й базой российской армии, штаб которой дислоцировался в Батуми. Негласно россияне поддерживали мятежные настроения аджарцев.  

В планы Абашидзе не входило юридическое отделение от Грузии, но по факту Аджария являлась независимым от мнения других стран государством. В случае, если бы «царь-батька» решился силой захватить автономию, у аджарцев была бы возможность попроситься «под крыло» России и стать частью ее территорий.  

Что то пошло не по плану 

В 2003 году честолюбивым планам Абашидзе суждено было рухнуть. В Тбилиси произошла Революция Роз, буквально через пару месяцев после которой грузины могли дышать спокойнее. А Аслан Абашидзе неожиданно для себя понял, что любви у народа к его персоне нет. За раздумьями о собственной участи его застали новые события на политической арене.  

В мае 2004 года к власти в Грузии пришел Михаил Саакашвили. Новый президент за своей спиной имел мощную поддержку Запада, поэтому без особой опаски объявил войну сепаратистам. Одним из первоочередных желаний Саакашвили стал отрезанный кусок от пирога Грузии, который он хотел вернуть обратно.  

Абашидзе дерзкое по его мнению желание разозлило. Он собрал воедино свои военизированные отряды, подорвал мосты на абхазско-грузинской границе и стал разгонять оппозиционеров. Аслан надеялся, что поддержку ему окажет Россия. Кремль лицом не повернулся.  

Немногим позже оппозиционеры почти полностью заняли улицы Батуми, а военизированные аджарские отряды сдались на милость победителя. Абашидзе побросал вещи в чемоданы, помахал ручкой и отбыл в Россию.  

Саакашвили, выдворивший с «трона» поджавшего хвост «аджарского льва», без боя взял Батуми и присоединил к карте Грузию ее территорию. Этим он не удовлетворился и пошел дальше.

 

Укрепить личную власть и накачать военные мускулы Саакашвили помогла Америка. Он был полностью уверен, что покажет «кузькину мать» России и заявил свои права на Абхазию и Южную Осетию. В 2004 году Москва не решилась вступить в конфликт с Тбилиси, через четыре года пришлось, но уже на менее выгодных условиях, чем раньше. Но это уже другая страница в истории.  

Реклама