Наверняка и за этим что-то стоит. Тот факт, что вслед за Бельгией, Евросоюз отказался (временно?) от использования замороженных активов России – показатель, конечно, здравомыслия. Что их натолкнуло на это? Тут целый ворох значимых факторов.
Бывший полковник НАТО и стратегический аналитик из Швейцарии Жак Бод в разговоре с норвежским политологом Гленном Дисеном указал на ряд причин этого «поворота». Разговор был опубликован в Youtube-канале Дисена.
Итак, по мнению Жака Бода, главная причина «торможения» бельгийцев во главе с премьером де Вевером авантюрно-криминальной затеи по изъятию наших активов кроется в банальном неверии.
«Бельгийцы утверждают: решать, что делать с замороженными активами, будет тот, кто победит в этой войне, а не тот, кто проиграет», - отмечает Бод.
Намёк прозрачен: бельгийцы на победу Украины не ставят. Если же выигрывает Россия, она и ставит вопрос ребром — активы должны быть незамедлительно возвращены.
Потому и отказалась Бельгия от столь сомнительной чести. Кстати, Норвегия тоже: её ведь упрашивали стать гарантом на 140 млрд евро, которые евросоюзовцы хотели вытащить из наших денег. В Осло отказались.
Вот она холодная, рациональная жёсткость финансистов: если денег нет, или законодательство не позволяет, значит – нельзя.
Бельгийцев в своё время наверняка отрезвил один ход Путина. Тот напомнил им о соглашении, имеющем силу закона, между Брюсселем и Москвой ещё от 1989 года. Там говорилось о защите обоюдных капиталовложений. И если одна из сторон чего нарушит, то должна будет возместить пострадавшей в полном объёме.
Но финансовые и юридические стороны – лишь половина дела. Поведение бельгийской стороны говорит и о более глубинных вещах.
Опасения показывают, что несмотря на официальную риторику о поддержке Украины до конца, в Бельгии не верят в победу Незалежной. Верили бы – так не боялись бы своровать гигантские средства.
То же самое касается и Евросоюза в целом. Хотеть-то они хотят – и нанести нам стратегическое поражение, и разворовать активы – но коллективную ответственность на себя взять побоялись.
Потому как ни Украина, ни ЕС здесь и сейчас переиграть Россию не в силах. И лидеры и ЕС и отдельных стран это своими слабыми душонками чувствуют. Единственная их надежда – на то, что всяческие «перемирия» (от Трампа ли, ещё от кого) – дадут им время на передышку.
«Реалии таковы, что за кулисами все понимают, у них нет ни малейших иллюзий насчёт происходящего», - заметил Жак Бод.
Напомним, что после 24 февраля 2022 года Евросоюз и страны «большой семёрки» заморозили почти половину валютных резервов России. Это сумма в 300 млрд евро.
Свыше двух третей от этой суммы находятся в Евросоюзе. Из основным держателем является одна из крупнейших в мире расчётно-клиринговых систем Euroclear из Бельгии.
В 2024 году ЕС решил-таки «воспользоваться» доверием России и стал использовать для финансирования Украины проценты с лежащих в Euroclear активов Банка России.
Так, только за семь месяцев 2025 года, с января по июль ЕС перевёл Украине более 10 млрд евро Киеву.
Наши власти не раз называли такие деяния хищением. В ответ сейчас средства иностранных инвесторов из недружественных стран и доходы от них аккумулируются на специальных счетах. Вывести их можно только по решению специальной комиссии.
К концу 2025 года вопрос российских активов приобрёл остроту в связи с изменением экономической и международной обстановки вокруг Украины. США урезали помощь, А Евросоюз близок к исчерпанию собственных бюджетов.
Украина переживает тяжелейший энергетический кризис. Он оттягивает огромные средства, если не восстановить энергетику и инфраструктуру, страной будет невозможно управлять.
А если восстанавливать как следует, то нет денег на войну против России. Тупик. Отсюда и вылезли эти 140 млрд евро нужных для Украины, которые хотели изъять из наших активов.
Этих денег должно хватить и на затыкание дыр в украинском бюджете, и на закупку вооружений.
«Просто так» Европа дать уже не может, ибо безвозвратные субсидии окончательно подорвут экономику уже стран ЕС. Кроме того, подобные деяния уже не получать большинства в парламентах этих стран.
В общем, пат, как он есть. Неудивительно, что Евросоюз стал внимательнее относиться к предложениям нелюбимого им Трампа. Война с Россией остаётся на будущее. А пока как-то надо штаны залатать...