Недавно, в июле, Нарендра Моди, индийский премьер, нарушил традиции и в первую поездку после переизбрания отправился в Россию, в гости к Путину. Это было правильно: ведь именно Путин своими действиями как бы «поднимает» Азию и весь глобальный Юг в противовес Западу.
Однако спустя полтора месяца настало, видимо, время для «контрапункта». В двадцатых числах августа лидер Бхаратия джаната парти (БДП) и всей Индии отправился к нашим врагам. 21 и 22 августа он побывал в Польше. Там он провёл переговоры с премьер-министром Дональдом Туском и президентом страны Андеем Дудой.
Уже тот факт, что на охваченной огнем Украине против русских воинов действует и польский спецназ, должен привлечь внимание интересующихся политикой сознательных граждан. Итак, что делает лидер полуторамиллиардной, пока ещё бедной, но стремительно растущей экономически Индии в стане нашего противника?
Если не считать Россию, то в Центральной и Восточной Европе Польша числится крупнейшим торговым и инвестиционным партнёром Индийской Республики. Оборот торговли двух стран между собой – шесть млрд долларов. Индия на данный момент вложила инвестиций в Польшу на три млрд долл., Польша в Индию – на один милллиард.
Сейчас Польша в Евросоюзе является шестой экономикой по объему ВВП (напомним, первые две – Германия и Франция). В 2025 году она примет председательство в совете ЕС. Индия же находится на пятом месте по ВВП в мире и вообще числится первой страной в мире по численности населения.
В общем, визит следовало совершить хотя бы из политеса. Здесь стоит сделать отступление и заметить вот что. В наши дни коллективный Запад в общем и целом вложился в Индию как новый масштабный рынок и для роста инвестиций и для сбыта своих товаров.
Страну уже полтора десятка лет пытаются поливать «золотым дождём» по той же методике, которая в 1980-1990-х годах резко возвысила Китай. Отсюда и, кстати, одна из причин конфликта Запада с КНР: воротилы из закрытых инвестфондов на Уолл-стрит намерены перенести производственные мощности в Индию, но Китай так просто их не отдаст...
Но на ближайшие 20-30 лет «особое внимание» к Индии обеспечено. Приложение западных капиталов даёт той совершенно особое положение в мире, и страна великой цивилизации ведёт себя иначе. Пересматривает самые разные отношения; ищет иные возможности.
Например, в недавние годы и при том же Моди, Индия стала расширять связи в Средней Азии, хотя ранее ограничивалась только Таджикистаном, как родственным по расе и языку. Теперь иначе, новый гигант жаждёт войти в мир и ищет теперь, где самому приложить свои «силы».
Отсюда и поездки в регионы, где ранее Индия не «активила». Ведь предыдущий свой визит лидер этой страны совершал в Польшу аж в 1979 году, 45 лет назад.
Среди самых разных вещей для Моди важен международный лоббизм своей страны и её инвестиций. Индийские производители разных товаров намерены заместить на европейском рынке китайцев, отсюда и усилия лидера страны.
Так что точно можно сказать, что визит Моди к Туску и Дуде не связан с Россией. Уж скорее формальной причиной можно считать круглую дату: 70 лет установлению дипоотношений между странами.
Относительно же Украины, куда Моди заехал на поезде на несколько часов 23 августа, набор акцентов, конечно же иной. Как обоюдные инвесторы друг друга страны воспринимать сейчас не могут. Незалежная разорена и почти разгромлена, её инфраструктура не годится для нормальной экономической деятельности.
Отношения Украины и России, безусловно были темой разговора Моди и Владимира Зеленского. Однако сомнительно, что индийский премьер наподобие Орбана прямо предлагал Зе сложить оружие.
Хитрость положения Индии в мировой дипломатии и силовых играх в том, что она лидер «Движения неприсоединения», страна «выше блоков» и противостояний. Не с руки Моди прямо выступать за Путина, с которым его, естественно, соединяет гораздо больше, чем с Украиной. Но косвенно – можно.
Главная боль всех «развивающихся» стран, где велика прослойка бедняков и нищих – угроза голода. Вот об этом и «выражал беспокойство» Моди в разговоре с Зеленским. Конфликт Украины с Москвой угрожает нормальной мировой торговле чем угодно, включая продовольствие. А у Моди – полуторамиллиардная страна, которую и накормить–то искусство.
«Премьер-министр изложил нашу позицию, состоящую в том, что диалог и дипломатия - это ключ к разрешению конфликта, и что мирные решения не приходят на поле боя», - заявил по итогам визита в Индию глава МИДа этой страны Субраманьям Джайшанкар.
По поводу формата мирных переговоров стороны не договорились. Зеленский жаждет сделать свою страну «пупом мира» и требует, чтобы на переговорах присутствовала вся планета, включая великие державы.
Индия, как одна из таковых, не видит пока смысла в её вовлечении в данный процесс. И это верно: формула мира по Зеленскому просто нереалистична. Зачем участвовать в таком?
Посему поездка Моди в эту страну – ещё больший политес, чем в отношении Польши. Лидер глобального Юга обязан продемонстрировать свою обеспокоенность продовольственной безопасностью. И почти дежурно произнести заявления о том, что мир лучше войны и прочее.
Реальных возможностей повлиять на Зеленского у Моди сейчас нет. Хотя бы потому, что «ключи от Зеленского» в руках Запада. Даже если сам Зе задумает прекратить кровопролитие, он столкнётся с большими проблемами от «хозяев».
В целом же, Моди «раздал» всем сёстрам по серьгам, соблюл лицо и грамотно удалился с Украины, не дожидаясь её «дня незалежности». Единственное, чем он рискнул сильно, так это своей жизнью. На Украине действует британский спецназ. А у Британии со своей бывшей колонией собственные счёты.