Моди по какой-то причине изменил традиции, которой следует уже десять лет, всё время, которое он находится у власти. Ранее индийский премьер всегда ездил в близлежащие страны Южной Азии – Шри-Ланку, Бутан или Мальдивы.
Китайско-нефтяной вопрос
Встреча с Владимиром Путиным, которая обязательно состоится в ходе визита Нарендры Моди, подразумевает то значение, которое индийская сторона придаёт отношениям с Россией. Однако не только это.
Мировые СМИ, следящие за этим визитом, указывают, что за два года Индия стала одним из крупнейших в мире потребителей сырой нефти из России. Страна всё больше покупает энергоресурсов у нас.
При этом сам этот процесс не всегда однозначен. Были и истории, когда нашим танкерам с черным золотом приходилось разворачиваться. Не все производители сырья готовы к тем скидкам, которые требует индийская сторона. Так что возможно, Моди обсудит этот вопрос с главой России.
Нашим танкерам порой приходилось разворачиваться у берегов Индии
Наверняка будут и вопросы, связанные с российской внешней политикой. Не секрет, что сейчас наша дипломатическая работа разворачивается в самые разные стороны. Россия взаимодействует с Китаем, и эти отношения носят де-факто стратегический характер.
Но у Индии с Китаем отношения ныне, после пограничных инцидентов начала 2020-х годов, находятся на одном из самых низких уровней за историю. Не исключено, что Моди обеспокоен общими делами России и Китая. Этой стране любое усиление Китая – как острый нож. Путину придётся находить свою, уравновешенную, линию для Нарендры Моди.
На границе Индии и Китая не всегда бывает так спокойно
То же самое касается Пакистана. У нашего руководства свои планы насчёт взаимодействия, в том числе, военного, с этой страной, ещё одним врагом Нью-Дели. Россия намерена продавать своё оружие и пакистанцам, что точно беспокоит кабинет Моди.
Дорога на юг
Никуда не деться и глобально-логистическим темам. Россия с началом СВО и введения санкций Западом развивает новые транспортные коридоры. МТК «Север-Юг» должен пройти по территориям России, Азербайджана, Ирана и Индии.
Напомним, значимость международного транспортного коридора (МТК) заключается в том, что он сокращает время в пути из Европы в Азию по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал почти вдвое. Он проходит от Санкт-Петербурга через Астрахань, Азербайджан и Иран. Конечная точка – Мумбаи в Индии.
Собственно, далее он может быть продолжен и в Юго-Восточную Азию. Это тоже – возможный задел. Тут уж Владимиру Владимировичу все карты в руки. В будущем такой «трансиндийский коридор» может стать таким же важным, как и наш восточный полигон железных дорог за Байкалом.
Возможно, часть МТК «Север-Юг» пройдёт по Индии дальше на восток
Тот, кто первый построит такую магистраль, окажется в дамках, и сможет снимать ренту с проекта, которым будут пользоваться многие страны. Поговорить, в общем, двум лидерам найдётся о чём.
Удобная страна
Благо история у наших взаимоотношений с южноазиатской страной солидная. Установлены они были ещё в конце XVII века когда небезызвестный правитель империи Великих Моголов Аурангзеб разрешил торговать в городах Индии купцу Семёну Маленькому.
Естественно, что ключевым для нынешних отношений России и республики стал советский этап. Холодная война естественным образом сблизила СССР и Индию. Та была видным участником мирового движения неприсоединения, декларируя отказ от вступления в какой-либо блок, коммунистический или западный. Такой нейтралитет оценили в руководстве ЦК КПСС.
Никита Сергеевич в неожиданном образе. Первый визит советского руководителя в независимую Индию, 1955 год
До того, что во время пограничных конфликтов Китая и Индии, Советы, изрядно поругавшись к тому времени с Пекином, сами заявили о нейтралитете в этом конфликте. А в 1965 году наш председатель Совмина Алексей Косыгин выступал посредником в переговорах Индии и Пакистана после их приграничного конфликта.
СССР немало вложился и в начало индустриализации Индии, выдавая дешёвые кредиты на инфраструктурные и промышленные проекты. Вся сталелитейная промышленность страны изначально была создана при помощи Союза. К началу XXI века они давали стране около 40% стали и чугуна, производили свыше 4/5 металлургического оборудования.
Время отдавать долги
Это давало в те годы определенный пиаровский эффект: весь мир на примере Индии (а также Египта, Эфиопии и иных стран третьего мира) видел конкурентоспособность советских технологий и специалистов.
Меткомбинат в Бхилаи, построенный полностью на советские деньги
Теперь время должно повернуться вспять. А именно: и Индии следует доказать России, что она не только является охотным потребителем недорогих российских ресурсов, но и способна сама предлагать взаимовыгодные проекты.
Международные отношения основаны на прагматизме (если не брать спятивший на идеологии Запад), это всегда в той или иной степени торг. И это нормально.
«Визит Моди в Москву – дипломатическая победа Путина», - так сам факт оценило агентство Bloomberg.
Космический проект Индии не состоялся бы без СССР
Так что подождём и увидим, о чём будет разговор: о новейшем истребителе, который Россия и Индия разрабатывают вместе, нефти или транспортном коридоре. У России точно есть свои козыри в этой игре. Но и Индии она выгодна.