Интересно, кто ещё помнит в России «Буран»? Звездную машину СССР, которая даже выглядела фантастично, как ещё один рывок в будущее фантастической державы... И ракета-носитель к нему, «Энергия», тоже была невероятным прорывом.
И даже самолёт-носитель для транспортировки «Бурана» - чудесная «Мрия» («Мечта», ещё один «привет» от советской Украины) выглядел как что-то немыслимое, с его размерами и аж шестью двигателями... Увы, все они появились слишком поздно, на излёте советской эпохи. Они стали мечтой, которая не сбылась. И даже лётчики-космонавты из отряда «Бурана» большей частью погибли... Что же пошло не так?
Наверное одним из первых «звоночков» было то, что первый и последний советский «шатл» создавался в СССР под влиянием... страха. С конца 1960-х наши конструкторы и власти с опаской глядели за успехами американской программы многоразовых «челноков».
Янки – мастера в деле саморекламы, и в 1970-е трубили вовсю о том, что будут летать в космос и обратно на «челноках» по 60 раз в год! Вот наши и поверили этой лапше.
Суть конструкции шатлов подразумевает огромное грузовое пространство в фюзеляжах этих кораблей. Наши специалисты и руководство страны всерьёз поверили, что американцы будут воровать советские военные спутники с орбиты.
Не то, что бы это было совсем «уткой». Но программу Space Shuttle в Америке погубили не козни «красных», а её безумная дороговизна. Всего в космосе бывали шесть шатлов, из них два были потеряны в результате аварий на старте. Это «Челенджер» в 1986 году и «Колумбия» в 2003 году.
Но пока всё это было впереди, а СССР с конца семидесятых включился в гонку «многоразовых» космических кораблей. Начались мучения. Генконструктор НПО «Энергия» Валентин Глушко создавал прежде всего ракету-носитель сверхтяжелого класса.
У него не было особо в планах строить «площадку» для вывода в космос «космического самолёта». В свою очередь НПО «Молния» во главе с генконструктором Глебом Лозино-Лозинским имела свое видение, как это всё должно быть. Потому трений в ходе создания супер-корабля и ракеты к нему было немало. На всё это наложилась перестройка, проблемы советского бюджета...
Но даже несмотря на это, аппараты вышли прорывными. «Энергия» задолго до машин Маска задумывалась, как многоразовая ракета. «Буран», несмотря на все сбои и риски, сумел в автоматическом режиме в условиях шквалистого ветра, сесть на посадочную полосу в ноябре 1998 года. Но это оказался единственный его полёт.
Дороговизна программы «Бурана»-«Энергии» поставила на них крест. В ценах гиперинфляционного 1992 года она составила более 16 млрд рублей. Можете сравнить: на БАМ в советские годы потратили несколько менее 18 млрд рублей. Но БАМ жив и поныне, а от «Бурана» осталась только копия в натуральный размер – на ВДНХ.
И даже судьбы пилотов-космонавтов для «бурановского отряда» сложились трагично. Испытателей начали набирать ещё в 1978 году. Командиром отряда стал Игорь Волк. Ему к тому времени довелось уже испытывать советский крылатый космоплан «Спираль» - предшественник «Бурана».
Отряд был приписан к Лётно-исследовательскому институту (ЛИИ) в подмосковном Жуковском. В него вошли Анатолий Левченко, из ЛИИ пришёл Олег Кононенко. Волк вспоминал после в разговоре с «Комсомольской правдой»:
«По поводу Кононенко мне устроили разнос: зачем ты взял в группу вертолётчика? Однако для меня главным было то, что у Олега был царь в голове».
Позже в команду «Бурана» вошли ещё два лётчика-аса – Римантас Станкявичус и Александр Щукин. Станкявичус вообще имел невероятную биографию: на самолётах арабов успел повоевать против Израиля в одном из конфликтов.
Первая пятёрка испытателей «Бурана» получила прозвание «Волчья стая». Это прозвище, вероятно, оказалось роковым.
Олег Кононенко в 1980 году испытывал самолёт с повышенной нагрузкой – взлетал с авианосца. В момент взлёта не развернулось сопло двигателя для набора высоты. Машина рухнула в море вместе с пилотом.
Анатолий Левченко в конце 1980-х сгорел от опухоли мозга. Она развилась после полёта на станцию «Мир».
Буквально через две недели после Левченко погиб и Щукин. Тренировочно-пилотажный Су-26 не вышел из плоского штопора.
А в 1990 году не стало Станкявичуса. Он выполнял показательные полёты на новом Су-27 в Италии – планировались продажи в эту страну. Решил показать петлю Нестерова на низкой высоте. Которой ему и не хватило в итоге...
Так из «стаи» остался только Игорь Волк... Ему довелось совершить ряд специальных полётов «Бурана» в атмосфере в ходе испытаний, однако пилотируемого полёта первого и последнего советского «челнока» не было.
В ноябре 1988-го «Буран» летал в космос в полностью автоматическом режиме. Игорь Волк умер в 2017 году в возрасте 79 лет.
На этом история «Бурана» закончилась. В 1992 году программа эта была свёрнута.
Сколько технологий было распродано в 1990-х – сложно оценить. Вероятно всё это мы будем узнавать дальше «по ходу пьесы».
Но уход «Бурана» символически совпал и с уходом всего СССР. И трагическая судьба большей части его возможных пилотов странным образом совпала с эпохой.