7 сентября после шести часов полёта на землю вернулся космический корабль Starliner. Однако радоваться рано: корабль прилетел не только после множества переносов, но и без экипажа. Два члена экипажа – астронавты Барри Уилмор и Сунита Уильямс – застряли на орбите до февраля следующего года.
«Удивительное» рядом
Злосчастный рейс начался 5 июня 2024 года. Ещё во время полёта на МКС были выявлены множественные неполадки. Двигатели «Старлайнера» показали сразу несколько отдельных утечек гелия. С грехом пополам, но до МКС машина с людьми долетела.
Астронавты-испытатели должны были пробыть на станции всего восемь дней. А придётся им засесть аж на восемь месяцев! Возвращать «Старлайнер» с людьми в NASA просто убоялись. Такова цена фантастического прокола всей огромной аэрокосмической отрасли огромной страны, некогда считавшейся почти по умолчанию самой важной в мире.
Starliner - трудное дитя корпораций и бюрократии США
Три месяца на земле в американском ЦУПе судили-рядили, что делать с кораблём и его пассажирами. Лишь за неделю до прилёта его решили вернуть пустым. Удивительно, но это получилось.
В последние дни перед возвратом Starliner и вовсе стал жить чуть ли не самостоятельной жизнью. Его динамик стал издавать странные звуки, похожие на сигналы пульсирующих галактик, которые ловят огромные радиотелескопы.
Разработчикам систем космического корабля удалось отбояриться от претензий: типа, сигналы эти есть особенность аудиосистемы корабля. Однако, нервоз своё дело сделал.
Суните Уильямс и Барри Уилмору остается главное в подобных ситуация - оптимизм
Возможно, сия история станет тяжёлым ударом не только для тех, кто абстрактно увлечен космосом и жаждет новых горизонтов для человечества. Мегакорпорация Boeing, создавшая по заказу NASA этот корабль, рискует в разы сильнее.
Она попросту может быть отлучена от «кормила». Госзаказы – вещь для многих решающая. А американское космическое агентство может отказаться далее сертифицировать разработку американского гиганта авиакосмической отрасли. Грустнячок, а?
Невероятная серия проколов
Упадок «американского космоса» начался далеко не вчера. Легендарные «Аполлоны», бывавшие на Луне, сошли ещё полвека назад. Программа «Спэйс Шатл» честно трудилась более 30 лет, до 2011 года. Однако уже в девяностые на кухнях американских домохозяйств поговаривали о том, что «шатлы дороговаты». А это было сытое клинтоновское время!
В итоге, после завершения этой программы американцам пришлось думать, на чём им летать в космос. Долгое время главным «автобусом до орбиты» был наш «Союз».
Американцы в итоге додумались до некоего решения: космический бюджет поделили между двумя подрядчиками. Дабы гарантированно иметь свой корабль. Уже восходила звезда космического магната Илона Маска.
Dragon на стартовом столе перед испытаниями
По программе развития коммерческих космических кораблей гигант из Boeing получил более четырёх млрд долл. Маску «отписали» в полтора раза меньше, 2,6 млрд. Оба должны были создать машины, способные долетать до МКС.
Более «маленький и юркий» (насколько это применимо к SpaceX) справился в разы лучше. Уникальные корабли Dragon и Dragon 2 с середины прошлого десятилетия доставляют пассажиров и грузы на орбиту. А по первости они и вовсе поразили человечество своими возвращаемыми модулями, словно материализовавшимися из фантастических фильмов.
У «Боингов» же пошло всё вкривь и вкось. С 2014 года его всё обещали запустить, однако сроки регулярно срывались и переносились. Первый полёт случился лишь в 2019 году и ознаменовался множественными сбоями, хотя корабль удалось вернуть. Среди прочего, были найдены множественные неполадки как в оборудовании, так и в программном обеспечении.
Келли Ортбергу, гендиру Boeing Company c 2024 года придётся крепко поломать голову, чтобы переломить череду неприятностей
Модель отправили на изучение и длительную доработку. И только через пять лет она стартовала вновь и вновь неудачно. Корабль пришлось вернуть.
Теперь из-за технических особенностей космических машин, астронавтам Уилмору и Уильямс придётся ждать возвращения на орбите до февраля следующего года. Как раз на корабле от Маска. А второго «Старлайнера» попросту нет. Такой вот цугцванг по сути.
«Союз» и «Прогресс» отлетали «вахту»
Мы много и за дело ругаем себя за частичный развал того космического наследия, что России досталось от СССР. Достаточно вспомнить только эпопею скандалов со стройкой космодрома «Восточный»; да и недавнюю историю с потерей «Луны-25» на этой самой Луне.
Советско-российский космический грузовик «Прогресс»
Однако прагматизма и какой-то необъяснимой черты русского характера (наверное, оставшейся романтики и стремления к неизведанному) нам хватило, чтобы не развалить отрасль полностью. «Союзы» и «Прогрессы» пролетали на орбиту все девяностые без фатальных последствий.
А сейчас получается, что не только России пришлось частично «отступить в космосе». В конце концов, развитие отрасли подталкивалось не романтикой, а суровой необходимостью. ОПК двух альтернативных блоков на планете – капиталистического и коммунистического – требовались новые виды вооружений.
Как ни крути, а космодром «Восточный» построили
После завершения Холодной войны, выяснилось «вдруг», что космос – невероятно дорогая штука. В России понимали, что отрасль нужно финансировать по любому: слишком серьёзны от неё выгоды в перспективе и даже без финансовой составляющей.
Когда главное – жажда прибыли
А в Америке элиты решили обывательски:
«В космос пусть русские летают».
Это, между прочим, фраза, слышанная автором в нулевые от одного из российских губернаторов, общавшегося, по его словам, с американцами на тему: какие отрасли развивать, что в приоритете? Оказалось, что космос – нет. Вот и пожинают сейчас плоды.
Илон Маск научился обходить «космические бюджеты»
Успех, достигнутый американцами как в космической отрасли в 1960-1980-х, так и в геополитической гонке, сыграл с ними злую шутку. Корпорации научились доить бюджет, а власти перестали «ловить мышей» и следить, насколько эффективно расходуются средства.
Когда в отрасль пришёл Маск с его жёстким подходом, сразу выяснилось, что некоторые технические решения в космической сфере стали стоить космических же денег. Он и его исследователи заметили, что если сложить стоимость отдельных частей, из которых состоят корабли, то сама стоимость готовой машины будет в разы превышать эту сумму.
«Индекс идиота» показывает верный путь
В SpaceX это разницу назвали «индексом идиота» и нашли способы в десятки раз удешевить производство ракет и кораблей. Вот что написал по этому поводу биограф Маска Уолтер Айзексон:
«Один поставщик потребовал 120 тыс. долл. за привод, поворачивающий сопло двигателей. Маск резонно заметил, что это не самая сложная разработка. Один из его инженеров в итоге разработал и собрал его за пять тысяч».
Американской бюрократии требуется срочно менять подходы, если она хочет вернуться в легендарную Space Race
Сейчас эта компания создаёт большинство компонентов для своих кораблей сама. «Боингу» подобное не под силам. Десятилетиями её верхушка сидела на гарантированных заказах как от авиакомпаний, так и от государства.
Штат раздут, а часть навыков конкурентной борьбы утеряна. Так что корпорациям и администрации США придётся задуматься: тот мир, где им было «всё гарантировано», давно сошёл на нет.
И да – космос это не только оборонка, связь или технологии. Скорее всего – это будущее человечества. Потому обывательские критерии тут малоприменимы. Хотя деньги считать – тоже нужный навык.