Статьи24.05.2023 - 16:21

Заменить бак на батарею: сможет ли ЕС отказаться от ДВС после 2035 года

Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был выпущен почти 140 лет назад, и с тех пор производство автомобилей на бензине и дизеле стало одним из столпов мировой экономики. Но времена меняются. ЕС утвердил цель по сокращению выбросов углекислого газа автомобилями на 100% уже к 2035 году. Это означает, что к 2035 году европейских автопроизводителей переведут на выпуск электромобилей и в продажу будут поступать исключительно электрокары и другие аналоги, работающие на альтернативной энергии, но не на ДВС. Означает ли это конец эпохи ДВС? Давайте разбираться.

Фото: из открытых источников

Плюсы отказа от ДВС

Конечно, первый и очевидный плюс ― экологичность. Но с ней всё не так просто. Об этом мы напишем ниже, когда будем разбирать минусы. Законопроект ЕС об отказе от ДВС подразумевает полный отказ от старых двигателей в пользу новых, и авторы проекта заверяют, что выбросы углекислого газа сократятся приблизительно на 1,5 гигатонны в год к 2050 году.

 

 

Второй плюс ― доступность обслуживания. Конечно, пока это сложно представить, ведь даже б/у модели электрокаров продаются по цене двухэтажного дома. Но речь о массовом переходе. Автомобили с ДВС 100 лет назад были доступны единицам, а на 1 января 2023 года только в России автолюбители зарегистрировали более 45 миллионов легковых авто. Так что, вероятно, когда электрокары поступят в массовую продажу, их покупка и обслуживание сразу станут доступнее. ДВС имеют сложное строение и множество деталей, тогда как электромобиль ― это коробка, электромотор и батарея. Обслуживать их, в теории, будет гораздо дешевле.

 

 

И ещё один плюс, который станет очевидным только после полного отказа от ДВС ― удобство и доступность инфраструктуры. Сейчас проще заправлять обычное авто, чем искать заправки для электрокаров, и томиться в долгом ожидании зарядки. Но после полного перехода на электрокары их владельцы смогут заряжать автомобили даже дома.

 

Минусы отказа от ДВС

Недостатков у инициативы тоже хватает. Выделим основные.

По поводу «экологичности» электрокаров. Один привычный нам легковой автомобиль на ДВС в год выбрасывает в атмосферу около 200 кг выхлопных газов, где примерно 135 кг приходится на окись углерода. Но и электричество, которое так необходимо электромобилям, добывают в том числе путём сжигания угля. А это один из самых грязных процессов в мире.

 

Статья по теме: Tesla в России: отличная альтернатива бензиновым двигателям или мыльный пузырь за гигантские деньги?

 

Больше того - к 2030 году во всем мире закончится срок службы у около 13 млн тонн никель-ионных аккумуляторов от электромобилей, и эта цифра будет неуклонно расти про мере того, как мир будет отказываться от автомобилей с ДВС. Как хранить отработанные батареи, как безопасно утилизировать? Кроме прочего, сама добыча кадмия и лития — опасные процессы, загрязняющие подземные воды и превращающие окружающую местность в пустыню.

 

 

Комплексного ответа на эти вопросы нет, а значит, экологичность электрокаров все еще остается достаточно спорной. Возможно, электромобили в итоге окажутся как минимум не безопаснее, чем автомобили с ДВС.

Краткосрочность инициативы. Многие эксперты считают, что полный переход на электромобили возможен, но не так скоро. 2035 и даже 2050 годы ― это слишком резкий и опасный скачок, и достижение поставленных целей не должно стимулироваться за счёт только одной отрасли экономики. Все-таки, автопром сегодня ― это самый большой рынок среди других производственных отраслей мира. 

Без субсидий интерес к электрокарам может угаснуть. Европейские законы чаще всего носят поддерживающий характер. В отношении электрокаров это были налоговые льготы и субсидии для владельцев Tesla при первичных продажах. Как только они прекратили свою силу, спрос на электрокары быстро угас, например, так было в Гонконге и Грузии.

 

 

Нужна сопутствующая инфраструктура. Если говорить только о Европе и США, то многие страны и штаты активно строят подходящие для электрокаров дороги, на заправках уже давно есть специальные заправочные станции. Но другие страны мира, в том числе Россия, пока точно не готовы к полному отказу от ДВС. Повсеместное распространение электромобилей приведет к росту энергопотребления на 20% уже к 2040 году, что потребует масштабное строительство электростанций.

 

Какие страны и по каким причинам не поддерживают отказ от ДВС

Некоторые страны ЕС не поддержали инициативу.

Италия предложила сперва попытаться лишь сократить производство ДВС, чтобы переход был постепенным и как можно более безболезненным для экономики и промышленности.

 

Статья по теме: Майонез, водоросли и шоколад: самые необычные альтернативные виды топлива

 

Германия внесла предложение отказываться не от всех ДВС, а только от тех, что работают на газе, бензине и дизеле. Автомобили на синтетическом топливе они хотели бы оставить в производстве.

 

Резюме

Европейская инициатива отказа от ДВС носит в себе «подводные камни». Об экологичности и доступности нового массового транспорта на электричестве говорить инициаторы реформы любят, забывая добавлять и минусы. Видимо по той причине, что ещё одна причина скорейшего желания отказаться от топлива. Самые крупные места нефтедобычи не принадлежат ЕС, соответственно, Европа зависит от ресурсов других стран. И чем скорее Евросоюз избавится от автомобилей на двигателе внутреннего сгорания, тем скорее им удастся вычеркнуть один из пунктов в списке «зависимости». Однако тут же сразу возникает вопрос: сможет ли Европа самостоятельно отказаться от авто с ДВС, тогда как остальной мир пока продолжает и планирует продолжать на них ездить? Судя по всему, выполнить цель можно будет лишь частично.       

Реклама