Сейчас офисы продаж Tesla открыты в США, Мексике и в ряде стран Европы, а также в ОАЭ, Китае, Японии, Южной Корее, на Тайване. В России электромобили можно приобрести давно — но только на вторичном рынке: официальных дилеров в РФ нет, заказывать машины из-за рубежа тоже пока нельзя. Однако если планы Маска не изменятся, приобрести новенький электрокар можно будет практически с конвейера.
Для российских дорог машины на электричестве — не диковинка. Уже давно поставляются электрокары от известных автомобильных марок, а автозаправочные станции и парковки в крупных городах оборудованы точками для зарядки. Однако Tesla — это особенный вариант и несомненный лидер среди аналогичных машин. В этом материале разберём плюсы и минусы владения американским электрокаром.
ПЛЮСЫ
Чистота окружающей среды
Безусловно, самый главный глобальный плюс — экологичность. Электрический двигатель не вырабатывает вредные газы, которые попадают в воздух, и, соответственно, не загрязняет атмосферу. Но, если быть честными с собой, вопрос сохранения экологии не сильно глубоко волнует рядовых покупателей — им важны другие, более приземлённые преимущества. Поэтому по сути плюс номер один — это всё же экономичность.
Экономия
Большая часть зарядных станций на парковках в городах совершенно бесплатна. На современных АЗС пополнить запас хода можно на станции быстрой зарядки: при постоянном токе до 125A и напряжением в 550В аккумулятор Tesla Model 3 емкостью в 44 кВт/ч полностью зарядится меньше, чем за час. Стоит это в среднем от 10 до 15 рублей в минуту, то есть восполнение 350 километров хода обойдётся примерно в 500 рублей. Это против 2000 рублей полного бензобака на 700 километров. Разница выглядит не особо значительной, но при регулярном пользовании электродвигатель, очевидно, бьёт по карману меньше.
Если есть гараж или частный дом, заряжать Tesla можно на личной станции. Сила тока в бытовых сетях около 32A, восполнение заряда той же Tesla model 3 занимает около 5-8 часов. Средняя стоимость одного киловатта в России от 3 до 6 рублей. Таким образом, зарядка на 320 километров обойдется в сумму от 132 до 300 рублей.
Скорость и запас хода
Кстати, о дальности хода. Tesla сильно опережает многие электрокары по ёмкости батареи: там, где большинство машин может выжать только 200 километров, творение Маска на полном заряде аккумулятора с включённой музыкой и кондиционером легко откатает более 400 километров. При этом у электромобиля плавный и быстрый разгон до 250 км/ч, что очень быстро даже для бензиновых машин. К слову, настоятельно не рекомендуем ездить с такой скоростью где-либо вне специально отведённых трасс.
Дизайн и управление
Глядя на модели Tesla, понимаешь, что дизайнеры не зря получают свои зарплаты. С точки зрения эстетики «Тесла» может сравниться с премиальными спорткарами, а удобством они не уступают дорогим моделям наиболее престижных марок. Плюс интуитивное управление и целый ряд полезных и удобных функций, которые гарантируют удовольствие от управления электромобилем. И не стоит забывать про официальное приложение, с помощью которого можно дистанционно управлять системами машины и даже выезжать из неудобной парковки, не садясь за руль.
Tesla — инновационное компьютеризированное транспортное средство. Сложная система парктроников, интеллектуальное слежение за дорожной полосой, активный круиз-контроль, внешние камеры — всё это в одном бортовом компьютере.
МИНУСЫ
Стоимость
Цена даже за «бюджетные» модели «Теслы» — главный контраргумент для покупки. Стартуют цифры на ценнике от 3 500 000 рублей и достигают 10 млн рублей и выше. Для подавляющего числа россиян Tesla останется роскошью, а не ежедневным средством передвижения.
Недостаточно развитая инфраструктура для пользования
Российские дороги — полбеды. Гораздо сложнее ситуация складывается с количеством зарядных станций и их регулярностью в пути. Таким образом, поездки на большое расстояние могут стать большой проблемой, так как на некоторых участках даже намёка на подзарядку не встречается. То же самое касается пробок: найти АЗС гораздо проще, чем электрический шланг для двигателя «Теслы» — по крайней мере, на данный момент. И вам придется рассчитывать, хватит ли вам заряда до следующей станции, а вдруг, пробка или другая помеха в пути нарушат планы, и вам придется ехать назад к ближайшей станции подзарядки. Это сплошная потеря времени и нервотрепка, приятного мало.
Это как со смартфоном, если за ним круглосуточно не следить, не привязываясь к «розетке», то довольно быстро аккумулятор сядет, и всё наслаждение от гаджета сойдет на нет. Проводить подобные, но еще более масштабные манипуляции с авто не каждому захочется.
Долгая зарядка
Даже на станциях быстрой зарядки придётся провести не менее получаса (а то и час с лишним) вместо привычных пяти минут, пока заливается бензин. В условиях, когда нужно успеть к определённому времени, это придётся учитывать.
Точно экологичность?
Также определённая сложность существует с утилизацией отработавших своё литиевых батарей: далеко не везде на территории РФ есть пункты, куда можно сдать старый аккумулятор без вреда экологии. Этот вопрос пока находится в стадии решения.
Проблема с холодными зимами
Литий-йонные аккумуляторы чувствительны к низким температурам — они попросту перестают работать. Для достаточно суровых русских зим этот момент принципиально важный. Впрочем, владельцы последних Tesla Model S утверждают, что электрокары вполне справляются с проблемой, хоть и с потерями энергии.
Так, при низкой температуре батареи автомобиль блокирует зарядку во избежание повреждения. Также на холоде снижается мощность. Однако аккумулятор имеет специальный нагреватель на этот случай. Он потребляет дополнительно 6 кВт/ч энергии, но достаточно быстро приводит машину в чувство.
Расход при движении на морозе тоже выше. Так, на холодном авто, простая остановка потребляет столько же мощности, как езда на скорости 60 км/ч. С разогревом аккумулятора показатели приходят в норму.
Пожароопасность
Как и все электромобили, если Tesla горит — то дотла. Однако в современных моделях вероятность возгорания в 8 раз ниже, чем у аналогов. Да и вообще, статистически возможность возникновения огня крайне мала: один пожарный инцидент с Tesla приходится на каждые 170 миллионов миль суммарного пробега всех машин фирмы. Кроме того, традиционные автомобили на горючем топливе работают за счет сгорания материала даже при нормальной эксплуатации, что говорит совсем не в пользу безопасности.
Как видим, плюсов и минусов у «Теслы» предостаточно. И в таком их соотношении пока к массовому применению в России автомобиль все еще не готов, что не мешает электрокар приобретать тем, кто готов мириться с указанными проблемами. «Тесла» - это нечто новое на рынке? Несомненно. Но это пока еще не революционный прорыв, а значит, о замене авто с бензиновыми двигателями пока говорить рано.
Фото: из открытых источников