Статьи23.04.2024 - 11:25

Азербайджанская делегация в Москве: тайные и явные детали встречи Путина и Алиева

Больше новостей в сюжете: Армения и Азербайджан

Плодотворная и во многом знаковая встреча президентов России и Азербайджана прошла 22 апреля. Формально она была приурочена к 50-летию с начала стройки БАМа. Тем не менее, на мероприятии были обсуждены и куда более насущные на сегодняшний день вопросы.

Фото: Kremlin.ru

Одной из первых была упомянута тема строительства и развития транспортного коридора «Север-Юг». Руководитель закавказской республики Ильхам Алиев подчеркнул, что этот проект имеет мировое значение для безопасности перевозок, развития торговли между многими странами. 

Размах – глобален!

На встрече с ветеранами БАМа Алиев напомнил, что существует железная дорога, проходящая от границы Азербайджана с Россией до границы Азербайджана и Ирана. Она-то и является одним из стержней этой важнейшей магистрали. Однако,

«Потребности грузоотправителей диктуют нам необходимость новых участков этой дороги», - заявил Алиев.

Данные участки, по сути, начнут новое грандиозное строительство в республике. Эти вопросы и обсуждал Владимир Путин с Ильхамом Алиевым. Более того, все необходимые поручения правительствам страны даны. Чтобы не томить читателей и пользователей, скажем сразу: речь шла в первую очередь об отрезке железной дороги Астара (Азербайджан) – Решт (Иран).

«Иранский Париж» Решт окажется «на одной дороге» с Питером

Россия строит этот участок вместе с Ираном, это действительно масштабное начинание. Ну а Азербайджан также улучшает свою часть дороги.

На встрече Путина, Алиева и ветеранов БАМа присутствовал и министр транспорта России Виталий Савельев. Он пояснил, что сейчас коридор «Север – Юг» пропускает от 7 до 15 млн тонн грузов.

«В будущем – до 60-100 млн тонн», - заметил Савельев.

Строительство участка железной дороги Решт-Астара, 162 км, должно завершиться в 2027-2028 годах.

Значимость международного транспортного коридора (МТК) заключается в том, что он сокращает время в пути из Европы в Азию по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал почти вдвое. Он проходит от Санкт-Петербурга через Астрахань, Азербайджан и Иран. Конечная точка – Мумбаи в Индии.

Стройка упомянутой магистрали также снизит зависимость России от Турции с её проливами Босфор и Дарданеллы.

Коридор использует сразу несколько видов транспортного сообщениях: железнодорожное, автомобильное и морское (в том числе по Каспийскому морю).

Коридор «Север-Юг» выделен красным

Впервые идея МТК появилась ещё в девяностых годах. Сегодня, со всевозможными санкциями для российских поставщиков и транспортных компаний в Европе, его роль только возросла. Отметим также, что Владимир Путин на встрече с Ильхамом Алиевым в очередной раз пригласил всех заинтересованных в проекте к сотрудничеству.

Уходим и... возвращаемся

Довелось обсудить сторонам и иные проблемы двусторонних отношений. Намекнул опять Алиев: 

«Вопросы региональной безопасности всегда обсуждаются на наших встречах», - заметил он. 

Стороны не распространялись особо насчёт деталей обсуждения. Однако, всегда можно делать обоснованные предположения.

Ведь радикально меняется ситуация на Южном Кавказе. В эти же дни президент Армении заявил, что никаких амбиций или территориальных претензий его страна за пределами международно признанных границ не имеет.

«Надеемся, что в процессе демаркации территориальная целостность Армении будет восстановлена», - заявил в разговоре с британскими СМИ Никол Пашинян. 

Динамика отношений Армении и Азербайджана сейчас такова, что стороны могут и самостоятельно решить все возникающие после конфликтов 2020 и 2023 годов вопросы.

Ереванский аэропорт Звартноц

Российские миротворцы, введенные в 2020 году, сейчас досрочно уходят из Нагорного Карабаха. Баку и Ереван начинают демаркацию границы. После этого она будет охраняться пограничниками Армении и Азербайджана.

Кроме того, Армения, как известно, дрейфует «под» западные военные структуры, стоит вопрос об уходе российских военных из базы в Гюмри. Наши пограничники заканчивают работу в ереванском аэропорту Звартноц с 1 августа 2024 года.

Так что Россия формально «уходит» из региона, однако... остаётся (см. выше о МТК). Динамика и «диалектика» отношений с разными игроками в Закавказье весьма сложна, но «апокалиптических» заявлений смысла делать нет. У России в регионе и рядом с им возникают новые союзники, в то время как старые решили «рвануть в Европу».

И ещё одно наблюдение: несмотря ни на что, отношения с Азербайджаном сейчас у РФ противоположны по смыслу тем, что есть у нас с Арменией и Грузией. Это большой плюс.

Алиев-старший, разворот на Восток и памятливый Владимир Путин

А вот теперь можно вспомнить и о формальном поводе встречи Владимира Владимировича и Ильхама Гейдаровича. Она была приурочена к 50-летию начала стройки Байкало-Амурской магистрали. 

Так вот, Гейдар Алиев, бывший в 1974 году зампредом Совета Союза Верховного совета СССР, отправил на всесоюзную стройку первый студенческий отряд «Комсомолец Азербайджана». Десятью годами позже он же забил последний «золотой костыль» в готовый участок магистрали. В 1980-х годах Алиев-старший также возглавлял правительственную комиссию по стройке БАМа.

Гейдар Алиев в советские годы

Владимир Путин заверил на встрече Ильхама Алиева, что в России о заслугах его отца прекрасно помнят. А БАМ нынче стал основой, наряду с Транссибом, «восточного полигона». И советское наследие используется не только Россией, но и другими странами бывшего Союза.

Кстати, в те годы магистраль имела схожее значение с нынешним коридором «Север-Юг»: из-за сложных отношений с Китаем требовалось отодвинуть главную железную дорогу востока страны на север. Это и было сделано при участии Алиева-старшего.

На стройке БАМа

Либеральные экономисты позже ругали «стройку века», можно сказать, на чём свет стоит. Но тут советские руководители оказались в разы прозорливее: у современной России есть колоссальный транспортный задел для торговли с Азией и не только. 

Реклама