В последнее время Гренландия вызывает весьма нездоровый интерес американского правительства, что не может не волновать многих землян. Ведь если остров полностью перейдёт под юрисдикцию Штатов, мировое соотношение сил тотчас изменится и не факт, что в лучшую сторону. О том, почему Дональд Трамп стремится любыми путями завладеть этой географической точкой и что произойдёт, если его план сработает, - в нашей статье.
Общеизвестно, что Гренландия - крупнейший остров планеты, расположенный на северо-востоке Северной Америки. С точки зрения физической географии он должен вроде бы относиться к ней, однако с политической, которая превалирует, вместе с многочисленными островами Гренландия образует автономную административную единицу в составе Датского королевства.
Соединённые Штаты Америки за всё невеликое (по историческим меркам) время своего существования не единожды направляли взоры на эту географическую точку. Так, ещё в середине позапрошлого века ряд сенаторов ставили вопрос о покупке острова, однако Конгресс тогда отклонил данную инициативу.
Очередной геополитический интерес к Гренландии возник после Второй мировой войны – Дании предлагались баснословные по тем временам ассигнования, но Штаты тогда получили категорический отказ. Дональд Трамп, в первый раз возглавив Белый дом, почти сразу же поднял вопрос о приобретении острова.
Трамп давно мечтает наложить руки на крупнейший остров планеты
«Гренландия не продаётся и не может быть продана, - заявил тогдашний премьер-министр Дании Ким Кильсен. – Но Гренландия открыта для торговли и сотрудничества в военном и экономическом плане с США».
Такой ответ Дональда Трампа явно не удовлетворил, поскольку на протяжении всего своего первого президентства, а потом и второго он не унимался – то хотел купить, а то и захватить. Главное – сделать частью «великой Америки». Подобное поистине маниакальное стремление овладеть Гренландией не на шутку встревожило мировое сообщество, в первую очередь ещё недавних друзей Трампа из Евросоюза.
«Так что же может случиться, если США станут полновластными хозяевами Гренландии?» - задаются резонным вопросом многие интернет-пользователи. По мнению ряда политических экспертов, имеются несколько сценариев стратегических последствий подобных действий американского правительства.
Гренландия открыта для сотрудничества и туризма, но это лишь пока...
Первый сценарий - кардинальное изменение военно-стратегического баланса в мире. Сейчас, как известно, военная база Туле является самой северной точкой Пентагона. Полный контроль над островом позволит Штатам беспрепятственно размещать там системы ПРО, радары дальнего обнаружения и средства РЭБ.
Всё это в свою очередь может «накрыть» западную часть российской Арктики, включая Кольский полуостров и Северный флот. Как итог – Россию ждёт дорогостоящая перегруппировка сил и асимметричные ответные меры, которые к улучшению отношений со «сверхдержавой» явно не приведут.
Во-вторых, владение Гренландией позволит Трампу давлеть над всем Северным морским путём. А это – дополнительные рычаги влияния на судоходство в ключевых точках Атлантики. По мнению некоторых экспертов, это могло бы привести к попыткам Вашингтона оспорить статус российской акватории как исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации.
В-третьих, если Трампу удастся завладеть крупнейшим островом, то о дальнейшем международном арктическом сотрудничестве можно забыть. Эксперты уверены: все форматы диалога (Арктический совет, к примеру) оказались бы парализованы. Совместные проекты по спасению на море, научные исследования климата были бы заморожены. Арктика вернулась бы в логику «холодной войны».
Завладев островом, Штаты смогут контролировать северные морские пути
«Гренландия, по сути, запирает Северо-Западный проход между Атлантическим и Тихим океанами. Тот, кто владеет Гренландией, обладает колоссальными логистическими возможностями на море», - констатировал Олег Александров, доцент кафедры международных отношений и внешней политики МГИМО.
Одно из последствий возможной сделки по Гренландии – ускорение гонки за арктические ресурсы и формирование новой биполярной карты Арктики с ограниченным суверенитетом других международных игроков, в первую очередь, конечно же, Российской Федерации.
Как только соответствующие подписи будут стоять под документами, начнётся окончательное оформление «арктического НАТО». Гренландия как территория США де-факто вовлечёт в орбиту прямого противостояния Канаду, Норвегию и Данию (через Фарерские острова). Арктический регион станет зоной ответственности Альянса, что ужесточит военное планирование с обеих сторон.
Сделка по острову ускорит гонку за арктическими ресурсами
Не секрет, что в Гренландии сосредоточено до четверти мировых запасов редкоземельных металлов, таких как литий, неодим, диспрозий, тербий и другие, которые очень востребованы в высокотехнологичных производствах.
«Это довольно-таки сладкий кусок. Понятно, что если проводить исследования, возможно, там ещё и больше всего, - считает политолог Георгий Фёдоров. - Эти редкоземельные металлы необходимы для космической отрасли, для военной промышленности, для того, что может дать стратегическое преимущество в экономике и военной сфере».
Специалист не исключает того, что «следующая война или следующее глобальное противостояние будет за Арктику». Соответственно, Трамп и те силы, которые за ним стоят, видят, что владение этим островом усиливает позиции Соединённых Штатов Америки.
Кто владеет Гренландией - владеет миром...
В общем, как ни крути, стратегическое преимущество у тех, кто будет контролировать данную географическую точку. Ведь США с Гренландией - это совсем другой баланс сил в Арктическом регионе, нежели США с одной Аляской. Дело за малым – за реакцией мирового сообщества.
А что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели? Удастся ли американскому президенту провернуть «сделку века»?