Участники СВО, в первую очередь раненые в боях, возвращаясь к мирной жизни, нередко сталкиваются с различными бюрократическими проволочками. У волокиты, как правило, разные причины, но результат один. Порой семь сапог истопчешь прежде, чем добьешься правды. А что делать тем, кому эти самые сапоги просто не на что надевать? О том, как военные заслуги для отдельных чиновников – ничто, в нашей статье.
Россия – страна многонациональная, как известно. Поэтому, когда началась специальная военная операция, а потом объявлена частичная мобилизация, военную амуницию надели не только русские парни, но и граждане РФ - представители других национальностей. В числе тех, кто изъявил желание внести свою лепту в борьбу с неонацизмом, оказалось немало выходцев из бывших братских республик.
35-летний азербайджанец по имени Ниджат (имя изменено) в Россию вместе с женой и детьми перебрался всего за пару лет до СВО и гражданством обзавестись не успел. Однако в зону боевых действий отправился, как признался позже журналистам, по велению души.
В ноябре прошлого года мужчина был тяжело ранен при освобождении одного из населенных пунктов ДНР: в результате ампутации лишился обеих рук и ног. Оказавшись в питерском госпитале, бывший боец столкнулся со стеной непонимания со стороны отдельных чиновников.
Без бумажки ты - букашка...
Дело в том, что в соответствии с законодательством, участие в СВО дает право на получение гражданства РФ. Однако при оформлении паспорта нового образца возникла парадоксальная проблема: для него требуются биометрические данные, включая отпечатки пальцев, а взять их у бойца не могли физически. Из-за этого он автоматически лишался как положенных выплат, так и высокотехнологичного протезирования.
В общем, Ниджат долго не мог доказать, что он - это он. При том что имелся контракт с Минобороны на его имя, документы о ранении, подписанные командиром штурмовой роты, видеоинтервью донецким военкорам. Все это, по словам родственников, «не имело никакого веса» для УФМС по Санкт-Петербургу.
Только благодаря вмешательству ряда общественных организаций и СМИ дело сдвинулось с мертвой точки. 14 марта 2025 года представители миграционной службы отчитались: документы готовы. В тот же день боец получил долгожданный паспорт гражданина Российской Федерации.
«Мы никогда не должны бросать наших героев, какими бы они не вернулись с фронта», - считает правозащитник Дмитрий Чечерин.
У чиновников своих дел невпроворот и вы еще тут...
Похожая история произошла с молодым человеком Антоном (имя изменено). Несмотря на то, что родился он в Киргизии и имел соответствующее гражданство, своей истинной Родиной всегда считал Россию, откуда в свое время в солнечный Фрунзе перебрались его деды.
После того, как в бывшей союзной республике он начал сталкиваться с откровенным притеснением по национальному признаку, молодой человек принял решение уехать в РФ. Устроился рабочим на одну из строек, нашел временный приют в хостеле, познакомился с девушкой.
После свадьбы он сказал ей, что едет в Киргизию якобы решить вопросы с документами. На самом же деле Антон отправился на СВО. Трагедия произошла в сентябре 2024 года - на квадроцикле он наехал на мину.
«Хлопок. В глазах потемнело, потом посветлело. Почувствовал кровь, онемели нога и рука. Смотрю - вместо них торчат кости», - вспоминает боец.
Где родился - не пригодился: после неприязни «братьев» пришлось уехать
Проблема Антона, оставшегося без руки и ноги, заключалась в том, что контракт он подписал не с Министерством обороны, а с ЧВК. Это закрыло ему упрощенный путь к гражданству. Начались самые настоящие бюрократические круги ада. При подаче документов, к примеру, по словам молодого человека, задавались вопросы, не связанные с СВО.
От него требовали доказать происхождение русской фамилии: мать не брала фамилию мужа, и миграционная служба хотела убедиться, что он, уроженец Киргизии, не выдумал свою фамилию. Для получения нужных справок матери надо было ехать в Бишкек, но она боялась. К тому времени «доброжелатели» из числа киргизских знакомых, зная об участии Антона на стороне России в СВО, грозили и ему, и его близким расправой.
И снова вмешательство общественности и прессы… Как итог – сообщение о том, что документы на гражданство подписаны на высшем уровне. Однако паспорт у бойца СВО долго не появлялся. Только в нынешнем сентябре Антон официально стал гражданином Российской Федерации.
Порой паспорт - долгожданный
Выходец из Латвии Раймонд (имя изменено), давно проживающий в одном из российских регионов, лишь недавно и тоже с большим трудом получил паспорт гражданина РФ. После этого он вернулся на передовую. Доброволец, служащий в зоне СВО с осени 2022 года, неоднократно раненый в боях, объяснил свой поступок желанием принести пользу товарищам.
А вот процедура оформления гражданства для бойца оказалась долгой и сложной. Пока к проблеме не подключились глава региона и правозащитники, дело с мертвой точки не сдвинулось. Таких историй – превеликое множество.
Странно то, что подобное все еще имеет место быть, несмотря на соответствующие установки главы государства. Владимир Путин об этом говорил не единожды. Вот и в ходе декабрьской прямой линии президент вновь подчеркнул: необходимо всецело социально поддерживать участников специальной военной операции на «гражданке».
О безусловной поддержке бойцов СВО Путин заявил в ходе прямой линии
Возможно, после этого отдельные чиновники, наконец, осознают, что живут не в каком-то своем «Багдаде», где «все спокойно», а там, где идет борьба с неофашизмом и где должным образом нужно чтить подвиги героев.