Противостояние между Россией и западными странами перешло в новую фазу, которая сопровождается серьезным сдвигом в «работе» с заблокированными российскими активами. Европейский союз окончательно отказался от концепции временной заморозки, решив трансформировать ее в бессрочный механизм политического и экономического давления. В ответ на это Россия активизировала создание собственной юридической базы, с помощью которой она будет управлять активами недружественных стран. Однако теперь основной вопрос заключается не в симметричности ответных мер. Читайте далее, чтобы вместе с нами разобраться, о чем идет речь.
Решение Брюсселя придать блокировке российских суверенных активов бессрочный характер кардинально меняет их правовой статус. Ранее санкционный режим требовал регулярного продления каждые шесть месяцев, что подразумевало возможность для некого политического торга и хоть какую-то, но вероятность отмены под давлением отдельных членов ЕС. Теперь этот элемент неопределенности устранен.
Напомним, что речь идет о сумме порядка 210 миллиардов евро, основная часть которой сосредоточена в инфраструктуре бельгийского депозитария Euroclear. Хотя формально право собственности на эти резервы сохраняется за Россией, доступ к ним стал бессрочно ограничен и поставлен в прямую зависимость от выполнения политических условий, не имеющих четких критериев.
Более того, доходы, генерируемые этими активами, уже активно используются для финансирования Украины. Фактически, возврат средств перестал быть базовым сценарием даже в гипотетическом будущем, что превращает заморозку в эдакую форму перманентного удержания.
На этом фоне судебная инициатива Банка России, подавшего иск к Euroclear в Арбитражный суд Москвы, выглядит как давно назревший и логичный шаг. Заявленная сумма требований, превышающая 18 триллионов рублей (эквивалент примерно 225 миллиардов долларов), практически полностью покрывает объем утраченных резервов.
Главная цель этого иска — не столько немедленное взыскание, сколько создание прочного юридического фундамента внутри национальной юрисдикции. Этот шаг позволяет зафиксировать встречные требования и легитимизировать последующие действия в отношении активов недружественных нерезидентов, находящихся на территории России.
Однако ключевой вызов для российских властей лежит не в юридической, а в экономической плоскости. Что делать с триллионами рублей, которые могут быть взысканы или переданы под управление государства? Самый простой, но и наименее эффективный путь — прямое зачисление средств в федеральный бюджет. Как показывает практика, подобные масштабные вливания имеют свойство «растворяться» в общей массе расходов, не принося ощутимого долгосрочного эффекта для экономики.
Гораздо более продуктивным представляется использование целевых механизмов, которые могут быть ориентированы на долгосрочное развитие. Положительный прецедент уже существует: средства, полученные от налога на выход иностранных компаний, были адресно направлены в Фонд развития промышленности, что позволило профинансировать важные индустриальные проекты.
В случае с гораздо более значительными суммами целесообразно применять сопоставимые по логике, но более масштабные инструменты. Один из наиболее перспективных вариантов — зачисление этих средств в Фонд национального благосостояния (ФНБ) с одновременным законодательным запретом на использование его ликвидной части для покрытия дефицита бюджета. Как поясняют эксперты, ресурсы должны направляться исключительно на инвестиционные цели.
То есть, суть в том, что приоритетными направлениями для таких вложений являются капиталоемкие отрасли с длинным циклом окупаемости, жизненно важные для технологического суверенитета и экономического роста страны. К ним относятся:
Стоит также отметить, что объем замороженных в России активов нерезидентов не является статичной величиной. На эти средства, размещенные на счетах типа «С», продолжают поступать дивиденды, купонные выплаты и проценты по вкладам. По самым скромным подсчетам, с 2022 года их объем увеличился как минимум на 3,5 триллиона рублей, и эта сумма продолжает расти. В настоящее время управление этими активами осуществляет Агентство по страхованию вкладов (АСВ), однако экономическая отдача от их текущего размещения близка к нулю.
Таким образом, перед Россией стоит задача не просто зеркально ответить на действия ЕС, а максимально эффективно использовать оказавшиеся под ее контролем ресурсы – по аналогии с тем, как это произошло с санкциями, которые были призваны сломать нашу экономику «под самый корень», но вышло все наоборот. Юридическая основа для ответа уже формируется, и назад пути нет. Как говорится, шах и мат!