Президент России прервал паузу, касающуюся ситуации в Венесуэле и самого захвата главы страны Мадуро. Эти вопросы он обсудил с коллегой из Бразилии Лулой да Силвой. Стороны подтвердили линию на поддержку суверенитета Боливарианской республики и необходимость полной деэскалации в латиноамериканском регионе.
До 14 января Россия публично не высказывалась по данной проблемной теме. С чем связана подобная пауза?
США настолько стремятся сохранить свою гегемонию и, косвенно, гегемонию Запада, что готовы усиливать давление на всех: Венесуэлу, Иран, Кубу. И Россию тоже.
Сигналом для этого стала встреча Трампа и Зеленского в резиденции первого в декабре 2025 года. Тогда американская сторона поддержала Украину. Россия же прямо указала: 20 пунктов «плана Зеленского» для неё неприемлемы.
После был только массированный налёт дронов на валдайскую резиденцию Путина. Пока что переговорный процесс не возобновился.
С другой стороны начались «истории» с «выкрадыванием» Мадуро, посылкой кораблей к берегам Ирана, давлением на Кубу и Колумбию. А также захваты танкеров, которые «дополнили» санкции против российской нефтяной отрасли.
«Цель Трампа – подавить Россию с помощью экономического давления. Нужно перекрыть поток российской нефти, чтобы Путин принял условия Зеленского», - уверен главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев.
Трамп не желает воевать «классическим способом» против России. Его логика – силовое экономическое давление. Потому и следует тактике пиратства, изымая «ценности», которые давали бы его противникам экономическое преимущество.
В этой ситуации у России не так много возможностей ответить. Потому и избран вариант выжидания.
Россия наблюдает и просчитывает варианты. Куда подует ветер мировой политики? Возможно, Трамп рассорится с ЕС, и в Брюсселе поймут, что не смогут воевать на два фронта. Тогда откроется опция «договориться с Европой насчёт Украины».
Не стоит забывать и о том, что хозяин Белого дома ввязался в серьёзные конфликты у себя дома. Он борется с руководителем Федеральной резервной системы Джеромом Пауэллом.
Трамп очень хочет снизить ключевую ставку в США (ныне – 3,75%) для стимулирования бизнеса и девальвации национального долга. Пауэлл выступает же за так хорошо нам знакомую «макроэкономическую стабильность».
Разгораются и уличные страсти. Борясь с мигрантами люди из Службы гражданства и иммиграции США и иные силовики регулярно «перегибают палку». Потому были массовые протесты в Лос-Анджелесе, теперь вот вспыхнули протесты вновь в Миннеаполисе.
Там застрелили гражданку США Рене Николь Гуд, которой было всего 37, и у неё осталось трое детей. Застрелили только за то, что она перегородила дорогу машиной работникам иммиграционной службы в знак протеста против высылки нелегалов.
Все эти разворачивающиеся внутренние битвы в разы опаснее для «Донни», нежели всё, что творится вне Америки. Потому и наши официальные лица выжидают.
Риски для России, безусловно остаются серьёзными. Трамп может не только оставить конфликт России и Украины на усмотрение сторон. Он ещё и может решиться на авантюру относительно Путина.
Васильев напомнил в разговоре с Ura.ru, что с 2015 года в США действует закон об обороне. И в нём есть пункт, о том, что следует изучить политическую устойчивость России и Китая. И подготовить предложения со способами нейтрализации руководства данных стран.
Тут проглядывает жестокий прагматизм Штатов. Ядерная война с гигантами не нужна никому. А вот попытаться унизить и поставить под свой контроль путём похищения глав государств – это вполне.
После же России будут навязаны неравноправные договоры и всё такое.
«Добиться того, чтобы все экономики мира работали на Америку», - подытоживает Васильев.
Если подобное произойдёт, то под ударом окажется главный тезис Путина – о становлении многополярного мира. Трамп своими выходками в Венесуэле и относительно Гренландии заявляет Москве и Пекину: нечего лезть в дела Западного полушария. Это зона интересов исключительно США.
Полицентричный характер мировой экономики и политики – переходное состояние современного мира. Скорее всего, нынешнее противостояние приведёт к появлению новой биполярности – США и КНР, подобной той, что была в годы Холодной войны между США и СССР.
Подобное же переходное состояние существовало на рубеже XIX и XX веков. США ещё не набрали свой «вес», а Британия начала сходить. Тогда и появилась «третья сила», в виде сначала кайзеровской, а после и гитлеровской Германии.
России же нужно продержаться эти условные пару десятилетий. Хуже всего то, что мир может превратиться в собрание антагонистичных блоков. И тогда риск войны всех против всех станет реальным.