Причина очевидна – от этого зависит повседневная жизнь (даже не благосостояние) десятков миллионов россиян. Хорошо, хоть у нас есть экономисты, вроде депутата Госдумы от «Справедливой России» Михаила Делягина.
Реальная инфляция – 15, 17 или 25%?
В своём блоге в Дзене экономист разъяснил некоторые цифры от наших Минфина, Центробанка и Минэкономразвития. Так, при формальных цифрах роста на 0,6% нам дают заниженные цифры по инфляции около 6%. И это сопровождает весьма ощутимый (по карманам граждан) спад народнохозяйственной активности.
Делягин указывает, что реальная инфляция занижается вдвое-втрое. Вот отсюда и тот спад, который ощущается теперь.
То ли ещё будет с этими ценами...
При этом в конце 2024 года рост экономики в 3,5% был признан «опасным», разгоняющим ту самую инфляцию. В дело была пущена повышенная ставка, которую ныне приходится регулярно понижать.
При этом «таргет» по инфляции выполнен не был. Около 6% при желаемом прогнозе в 4%. А если реальный и вовсе тянет на 15-17%?
Страна без будущего
При политике «снижения инфляции» ключевой ставкой и иными драконовскими мерами по невыдаче кредитов реальному сектору экономики падает и инвестактивность бизнеса. Только за третий квартал 2025 года сокращение вложений бизнесом составило 3,7%.
«Так лишают страну будущего», - заметил в блоге Делягин.
Он напомнил, что крупные корпорации уже больше года на деле тормозят крупные проекты. Какие-то откладываются, какие-то делаются с меньшим числом людей и ресурсов.
И попробуй возьми у этих банкиров на развитие дела!
Официальный прогноз на 2026 год по спаду инвестиций – всего 0,7%. При этом занижение реального роста цен во всех отраслях таково, что девелоперы, например, ведут свой индекс цен для корректировки смет и прочих расходов.
Где Кащей над златом исчах
Экономику часто уподобляют организму человека. Нет крови, как главной ткани переносящей нужные телу вещества – и жизни нету. А кровью экономики являются деньги.
Так вот, на 1 января 2026 года на счетах бюджета РФ висели «мертвяком» 5,2 трлн рублей. За вычетом процентов – 4,8 трлн рублей «чистыми».
Зловещие образы рисует нейросеть по запросу. Однако сюжеты древних сказок Руси возрождает отнюдь не ИИ
Также 4,4 трлн рублей владеет Фонд национального благосостояния деньгами и золотом. На бумаге – 9,2 трлн не используются для стимулирования экономики России.
При всём этом дефицит бюджета страны может составить немалые 8,5 трлн рублей, а это уже близко к четверти всей доходной части. Какая-то часть описанных выше запасов могла бы пойти либо на покрытие дефицита, либо на стимулирование бизнеса кредитами.
Вместо этого работает схема. Банкам отдают 5,2 трлн рублей по схеме «ключевая ставка минус полпроцента». После берут кредиты у тех же банков кредиты по схеме «Ключевая ставка плюс 0,8 процентных пункта». Т.е. дают банкам заработать на бюджетных деньгах. Зачем – непонятно.
Нефти меньше – и бюджет «стройнее»
Однако не всё так плохо, как оказывается. И это признает даже такой последовательный критик экономмполитики, как Делягин.
Так, у нас сокращаются нефтегазовые доходы в общем объёме доходов бюджета. Были 10,3 трлн, стали 8 трлн рублей. Все остальные доходы выросли с 22,3 до 24,9 трлн рублей. Это данные за одиннадцать месяцев 2025 года.
Главная причина всего этого, правда – собственно сокращение нефтегазового экспорта (санкции там, знаете ли) и рост цен. А расходы бюджета страны за этот же строк и вовсе выросли с 33 до 37,2 трлн рублей.
Солить, что ли, эти деньги?
И это кстати, тоже очень хорошая новость, почти без иронии. Ведь расходы растут за счёт практически прямого финансирования производств государством.
«В условиях подрыва экономики запретом кредита для реального сектора и произволом монополий единственным источником её поддержания и развития становится бюджет», - почти по-ленински чеканит эксперт и депутат.
Экономика бутылки
Впрочем, есть и иное измерение экономики и бизнеса, которое тесно связано с социальной сферой. Власти у нас постоянно твердят о сверхнизкой безработице, а бизнес жалуется на нехватку рук и мозгов (считай, рабочих и специалистов).
А на деле что? А то, что искажения нашей экономической политики имеют массу измерений.
Бизнес готов платить нормальную зарплату (несколько выше 30-40 тыс. рублей) только тем, кто имеет большой опыт или уникальные навыки. Обычные граждане ни на что такое рассчитывать не могут.
Им просто говорят: получай, что дают или вали. Заменим мигрантами, вплоть до индийцев и африканцев. Это и приводит к деградации населения. Особенно это бьёт по мужчинам.
Ведь подобные условия – жесточайшее унижение того, кто должен быть «добытчиком» и обеспечителем стабильности семьи. Какой выход? Бутылка – самый дешёвый антидепрессант, как когда-то метко заметил российский левый социолог Александр Тарасов.
За будущим едем в Узбекистан
А система образования в РФ до сих пор тяжело больна. Прав Делягин: тот, кто понял, что нормальные зарплаты – на стройках и производствах, не может освоить сходу рабочие профессии.
Не в силу лени или отсутствия способностей. Наших ПТУ и производственных колледжей после оптимизации девяностых-нулевых осталось мало, образование платное. Не то в Узбекистане, где власти восстановили систему профтехучилищ. И мы знаем, где работают эти ценные иностранные специалисты.
Специалисты и впрямь ценные, без шуток
А нашей системе просто невыгодно ни поддерживать своих, ни вкладываться в замещение дешёвого ручного труда машинным. Мигрант почти ничего не стоит – зачем нужны роботы?
«Наша молодёжь даже из крупных корпораций приходит и спрашивает: мы можем устроиться только на договор ГПХ без прав – так что, будет теперь всегда? Приходится отвечать, что с системой, где человек ничего не стоит – да, будет всегда», - горько констатирует Делягин.
Божественная «немота»
Такие вот дела. Что ещё? Почти ничего: минфин бодро рапортует, что дефицит бюджета сохранится до 2042 года, 16 лет.
А малому бизнесу будет ещё тяжелее. Так как ему накинули ярмо в виде расширения НДС.
Иногда экономблок таки запускает деньги в реальный сектор. Видимо, после напоминаний президента
В общем, формулировки о «мягкой посадке» экономики – надо пропускать мимо ушей. Риски осязаемы.
«Мягкая посадка» может в любой момент сорваться в падение... А либеральный экономический блок не может ответить на вопрос: зачем всё это делается», - подытоживает Делягин.
