12 июля в лесном массиве Коломенского района Подмосковья произошло крушение пассажирского самолета. Свет на данное ЧП могли бы пролить «черные ящики», найденные на месте падения лайнера. И вот, наконец, они расшифрованы. О чем шел диалог между экипажем и авиадиспетчером в последние секунды перед катастрофой – в нашей статье.
О падении SSJ-100 в Московской области стало известно около 15:00 по местному времени в пятницу, 12 июля. Пассажиров на борту воздушного судна, принадлежащего компании «Газпром Авиа», не было. Там находились три члена экипажа: два пилота и бортпроводник. Все они, к сожалению, погибли.
Меж тем, появилась расшифровка разговора экипажа с диспетчером перед самым падением. Именно на нее делали ставки и глава Росавиации Дмитрий Ядров, участвовавший в поисково-спасательных мероприятиях, и следователи Межгосударственного авиационного комитета и Западного межрегионального следственного управления на транспорте СКР, ведущие расследование.
Бортовые самописцы
Какого же было разочарование специалистов, когда запись была расшифрована. В последнем сообщении экипажа разбившегося SSJ-100 говорилось о том, что «на текущем курсе самолет набирает и сохраняет» высоту. После этого связь потерялась.
При этом о какой-либо нештатной ситуации на борту и неисправности экипаж воздушного судна не докладывал, сигнал бедствия не объявлял.
После того, как связь с самолетом прервалась, диспетчер стал запрашивать рядом находящиеся лайнеры вызвать SSJ-100. Это удалось сделать самолету Boeing 737 авиакомпании Belavia, летевшему из Минска, а затем и Airbus A321 «Уральских авиалиний». Но никому из них пилоты уже не ответили.
В результате падения лайнера образовался огромный дымящийся участок выжженного леса. Обожжены даже кроны деревьев вокруг места крушения.
Место крушения самолёта
Предварительной причиной авиакатастрофы, как сообщает РИА Новости со ссылкой на компетентные источники, мог стать отказ обоих двигателей. Установлено, что самолет упал с высоты 1,5 км, взрывом его обломки разбросало на сотни метров коломенского леса. Лайнер направлялся в московский аэропорт «Внуково» с аэродрома в Третьяково. С 3 мая он проходил техобслуживание на Луховицком авиационном заводе.
Обломки лайнера собирали по всей лесной округе
Специалисты предприятия проверили работу всех узлов и агрегатов лайнера, в том числе его силовые установки, и дали добро на дальнейшую эксплуатацию машины. Сертификат лётной годности данного SSJ-100 действовал с 20 июля 2020 года до 23 января 2030 года. За это время лайнер мог провести в воздухе 15 тыс. часов и совершить 10 тыс. посадок.
По словам бывшего командира воздушного судна, специалиста по безопасности полётов Александра Романова, случай, когда самолет разбился сразу после ремонта – достаточно нетипичный.
«Ранее были технические неполадки у самолетов после ремонта, были вынужденные посадки, возвраты на аэродром. Но не помню, чтобы самолеты разбивались сразу после ремонта», - заявил специалист.
Поисково-спасательная операция
12 июля воздушное судно планировалось перегнать экипажем во главе с опытным пилотом – 53-летним Евгением Булавко, на счету которого было свыше пяти тысяч лётных часов. Самолет взлетел в 14:52, в 15:40 он должен был приземлиться во «Внуково». Последний выход на связь состоялся через пять минут после взлёта.
«Воздушное судно осуществляло перелёт в соответствии с принятым планом полетов, - заявил глава Росавиации Дмитрий Ядров. – А также в соответствии с поступившей заявкой, одобренной оперативными органами Единой системы организации воздушного движения по маршруту аэродром «Луховицы» - аэродром «Внуково».
Экипаж разбившегося самолета: Евгений Булавко, Максим Лукманов, Владислав Харламов
По словам Алексея Власова, эксперта в области безопасности полётов, двигатели этих самолетов (SaM146) производят французы. Соответственно, они же поставляют и все комплектующие.
«Сейчас необходимо понять, какой именно ремонт проводился, - отметил Власов. – Даже в случае отказа одного из двигателей ничего критического в полёте не должно было произойти. Если это возгорание двигателя, то сработали бы системы пожаротушения, которые справились бы с огнем».
Специалист уточнил, что двигатели, установленные на самолетах SSJ-100, относятся к закрытому типу.
«Раньше по гарантии нам их меняли закрытыми, мы не имели возможности посмотреть внутреннюю конструкцию. Сейчас никакого обслуживания этих двигателей нет», - подчеркнул Власов.
SaM146 на Парижском авиашоу-2011
Меж тем, заслуженный военный летчик России, генерал-майор в отставке Владимир Попов выдвинул неожиданную версию. Произошедшее он связал с… СВО.
«Нельзя сбрасывать со счетов предположение о диверсионных действиях, - высказался военный эксперт. - Тут можно вспомнить события уходящей недели. Стало известно о планах украинских спецслужб организовать теракт на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Была пресечена попытка угона на Украину нашего бомбардировщика».
Владимир Попов
Разведка Украины, по мнению Попова, стремится работать на российской территории очень настойчиво и порой добивается определенных результатов. Ведь там работают профессионалы, что нельзя не учитывать.
По существующим нормам на самолете должны сперва подняться в воздух заводские летчики-испытатели. Причем, как правило, таких полетов совершается минимум два. Во время первого обнаруживают недоработки, неудовлетворительное действие систем.
Потом уже на земле специалисты эти выявленные огрехи устраняют, испытатели еще раз поднимают машину в воздух, проверяя, все ли «работы над ошибками» проведены качественно. Почему этого не было сделано в данном конкретном случае – предстоит выяснить следствию.
К Луховицкому авиазаводу имени Воронина у следователей немало вопросов
Известно, что самолет был застрахован в СОГАЗе и перестрахован в Российской национальной перестраховочной компании. Страховая сумма составляет 1,5 млрд руб. Этот факт также не следует сбрасывать с чаши весов, считает некоторые эксперты. Так что следователям, действительно, придется много поработать, чтобы докопаться до истины, которая, как известно, всегда где-то рядом.