История взаимоотношений Сербии и ЕС крайне непростая. Сербия получила статус кандидата на вступление в ЕС более 10 лет назад – в 2012 году. Из года в год сербские политики говорят о стремлении стать частью Союза, однако сейчас Белград, вероятно, не горит желанием вступать в Евросоюз на любых, особенно невыгодных для него условиях. Какие факторы эту мешают, какова здесь роль президента Сербии Вучича и почему Сербия отказалась вступить в НАТО. Об этом в нашем новом материале.
Отправной точкой процесса присоединения Сербии к ЕС стал ноябрь 2005 года. Тогда Сербия входила в состав Государственного Союза Сербии и Черногории. Однако в мае 2006 года Черногория провела референдум о независимости и вышла из состава союза. Сербия в одиночку продолжила переговоры с ЕС. 29 июля 2008 года Сербия и ЕС подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации. Наконец, 22 сентября 2009 года Сербия подала заявку на вступление в ЕС, а спустя три года получила статус кандидата на вступление в Евросоюз в 2012 году.
В декабре 2013 года Совет Европейского союза дал «добро» на решение начать переговоры о вступлении Сербии в ЕС в январе 2014 года. Первая межправительственная конференция была проведена 21 января в Брюсселе.
Идиллия с ЕС длилась до мая 2017 года. Именно с этого момента Сербия начала испытывать серьёзные сложности на избранном ею пути.
Дело в том, что в мае 2017 года к власти в Сербии пришел Александр Вучич. Он, будучи премьер-министром, победил на президентских выборах и возглавил страну. На инаугурации он поклялся защищать суверенитет и территориальную целостность Сербии, включая Косово. Показательно, что Вучич победил при поддержке России. Он это откровенно признал: «Я хотел бы особо поблагодарить Владимира Путина, который вел переговоры со мной, хотя это было за 15 дней до выборов».
В 2022 году Вучич снова выиграл президентские выборы. Одни из ключевых пунктов его предвыборной программы заключались в том, чтобы сохранить дружественные и партнерские отношения с Россией, и исключить присоединение к какому-либо военному союзу, прежде всего, к НАТО.
Одним из «камней преткновения» на вступление Сербии в ЕС была проблема Республики Косово, которую Сербия считает своей территорией. Здесь живут в основном сербы и албанцы, причем последних подавляющее большинство. Столицей Косово является древний сербский город Приштина. В 1990-е годы косовские албанцы подняли против сербов вооруженный мятеж. При поддержке США они смогли добиться независимости к 2008 году.
На сегодня независимость Косово признали большинство стран, которые находятся в дружественных отношениях со Штатами, включая почти всю Европу, за исключением Испании и Греции. Россия, напротив, поддерживает Сербию и не признает самостоятельность Приштины.
ЕС, разумеется, выступает за независимость Косово и всячески осуждает попытки Сербии вернуть независимое государство, как считают в Брюсселе, в состав Сербии.
Конфликт Сербии и Косова обострился в августе 2022 года. Местные власти хотели ввести запрет на личные документы, выданные Белградом для сербов, проживающих в Косове. Также все личные автомобили должны были быть переведены на косовские номера. Это вызвало закономерное возмущение властей Сербии и сербского населения. На границы с Сербией были стянуты косовские войска. Но после консультаций с представителями США Приштина отложила введение ограничений на месяц. Ситуацию заморозили.
Буквально 2 февраля 2023 года Вучич заявил, что «с момента начала военного конфликта на Украине, с 24 февраля 2022 года, началось общее политическое наступление Приштины вместе с частью западных союзников на Сербию». Он дал понять, что Косово провоцирует военный конфликт, чтобы подтолкнуть Сербию к конфронтации с НАТО.
«Вся их игра заключается в этом, и именно поэтому начались аресты сербов», - подытожил сербский президент.
В декабре 2022 года власти Косово задержали нескольких сербов. В Белграде это назвали «охотой» и заявили о намерении ввести контингент в частично признанную республику. К компромиссу обе стороны не готовы, что делает нынешнее сербско-косовское обострение самым серьезным за последнее время. Дипломатическое противостояние Приштины и Белграда подогревается военными приготовлениями.
Другим фактором напряженности между Сербией и ЕС стал украинский вопрос. Сербия стала едва ли не единственной страной в Европе, население которой проводило многотысячные митинги в поддержку действий России на Украине. При этом официальный Белград ведет себя противоречивым образом — говорил о теплых отношениях двух стран, но, тем не менее, осудил проведение военной операции в ООН и проголосовал за исключение России из Совета по правам человека. Сделал Белград это вынужденно – под давлением коллективного Запада. К тому же, имея под боком проблему Косова, Белград попросту не мог спорить с отделением одной республики (Косово) и соглашаться на отделение других (ДНР, ЛНР). В то же время Сербия отказалась от введения санкций против России.
Важно, что Вучич решительно осудил отправку немецких танков Киеву. По его словам, Запад совершил «величайшую ошибку» своим решением направить в Киев немецкие танки. Более того, по мнению Вучича, «эти страшные танки, будь то Challenger, Leopard или Abrams, объединили русский народ, как никто никогда не объединял».
На сегодня Белград не видит прогресса в вопросе вхождения в ЕС.
«Мы с большим энтузиазмом относились к процессу присоединения — сегодня это не так. <...> Нам все равно», — сказал президент Сербии.
По его словам, интеграция Сербии в Евросоюз напрямую зависит от отношений с самопровозглашенной республикой Косово.
«Мы не можем стать частью ЕС, пока не решим вопрос отношений с Приштиной, и это ясно всем и не нужно себя обманывать», — сказал Вучич, обращаясь к спецпредставителю Брюсселя по диалогу Белграда и Приштины Мирославу Лайчаку в рамках международной политологической конференции «Стратегический форум» в словенском городе Блед.
Дополнительное недовольство Сербии вызвало следующее решение Брюсселя. В 2018 году Евросоюз представил стратегию интеграции шести балканских стран. В список, в том числе, включили частично признанную Республику Косово. По сути – это легитимизация Косово как независимого государства, что неприемлемо для Белграда.
Сербия не намерена вступать в Североатлантический альянс, сообщил президент балканской страны Александр Вучич.
По его словам, для Белграда важнее сохранить военный нейтралитет. Именно поэтому сербские власти отказались вводить санкции против РФ, хотя такой подход оставил страну без союзников на Западе.
Ранее глава государства также заявлял, что позиция Сербии имеет логичные причины. В связи с этим он напомнил о бомбардировках Югославии в рамках военной операции НАТО, что привело к гибели тысяч людей.
Статья по теме: Как США с партнерами бомбили Югославию: история преступления «Операция «Союзная сила»
Интересное мнение на эту тему высказал глава комиссии Совфеда по защите госсуверенитета РФ Андрей Климов.
«Сербов в НАТО тащат для того, чтобы в тылу НАТО не было островка, который не вызывает доверия у Вашингтона. Сербы понимают, что их вход в НАТО означает потерю суверенитета от слова совсем. Никаких дополнительных бонусов по большому счету им это не дает. Их в Евросоюз при этом могут и не принять. Поэтому Вучич не первый раз делает заявления насчет того, что они не хотят в НАТО», — сказал эксперт.
В целом, Сербия не особо торопится интегрироваться в Евросоюз. Здесь играет роль, прежде всего, Косово, которое Белград видит в своем составе, а Брюссель в качестве независимого государства. Отказ от вступления Сербии в НАТО только усиливает раскол между Сербией и ЕС. Важна и позиция России, которая является давним союзником Вучича. Москва не приветствует вступление Сербии в НАТО, что Вучич, разумеется, учитывает.