Результаты двойного голосования которые обновлялись Центризбиркомом в ночь на понедельник и корректировались каждый час, оставались неясными до тех пор, пока в Кишиневе не объявили о завершении подсчета голосов.
Согласно информации Центризбиркома, после обработки 98,51% бюллетеней, на первом месте оказалась действующая президентка Майя Санду с 42,07% голосов, в то время как ее главный конкурент, бывший генпрокурор Александр Стояногло, набрал 26,27%.
Третье место занял глава политической силы «Наша партия» Ренато Усатый с 13,70%, за ним следовала экс-глава Гагаузии Ирина Влах с 5,4%. Пятым стал бывший прокурор Виктория Фуртунэ с 4,5%, а шестое и седьмое места заняли бывшие премьер-министры Василий Тарлев и Ион Кику с 3,22% и 2,9% соответственно.
Отрыв в 15 процентов от соперника не гарантирует Майе Санду легкую победу во втором туре выборов, который Центральная избирательная комиссия назначила на 3 ноября; шансы её ближайшего конкурента растут.
Перед первым туром оппозиция пыталась выдвинуть Александра Стояногло своим единственным кандидатом, но согласия добиться не удалось. Теперь же формируются условия для того, чтобы значительная, но распыленная протестная аудитория могла поддержать Стояногло. В таком случае у кандидатов, которые выбыли из гонки, появится возможность активно участвовать в изменении молдавской политической сцены, что маловероятно, если Майя Санду победит во втором туре.
Получившая на первом туре выборов большинство голосов и, таким образом, подтвердившая ожидания социологов президент Молдовы столкнулась с серьезным ударом по своему имиджу из-за неожиданного провала референдума о европейской интеграции. Вопрос, вынесенный на голосование, звучал следующим образом: «Вы поддерживаете изменения в Конституции для вступления Республики Молдова в Европейский союз?».
Первые признаки того, что референдум по евроинтеграции не вызывает должного интереса, появились всего за несколько часов до завершения голосования. В Центризбиркоме признали, что не все граждане, голосующие за президента, также получают бюллетени для референдума.
В результате, явка на референдум оказалась значительно ниже, чем на выборах президента: к 15 часам воскресенья менее одной трети избирателей приняла в них участие, что делало его несостоявшимся.
Такое расхождение в активности объясняется бойкотом референдума, объявленным Партией социалистов и другими оппозиционными силами. Лишь в 19:00 по московскому времени в ЦИК сообщили о том, что референдум все-таки состоялся.
Однако на этом его трудности не закончились.
После обработки 99,5% голосов сторонники интеграции Молдавии в Европейский Союз неожиданно вырвались вперед с небольшим перевесом в десятые доли процента (50,46% — за, 49,54% — против).
В понедельник ночью, когда окончательные результаты еще не были объявлены, но уже стало ясно, что голосование прошло не так, как предполагалось в Кишиневе, президент Санду выступила с заявлением для зарубежных журналистов в Кишиневе.
Неубедительные результаты референдума по евроинтеграции она объяснила тем, что Молдавия якобы подверглась «беспрецедентной атаке на свободу и демократию», которая была представлена как результат внешнего заговора.
Преступные группировки, работающие совместно с иностранными силами, враждебными нашим национальным интересам, атаковали нашу страну десятками миллионов евро, ложью и пропагандой, используя самые позорные средства, чтобы держать наших граждан и нашу страну в ловушке неопределенности и нестабильности,— заявила Санду.
По мнению президента Молдавии, правоохранительные органы располагают «явными свидетельствами того, что преступные группировки пытались приобрести 300 тыс. голосов, осуществив мошенничество беспрецедентных масштабов».
Уже в понедельник последовала реакция Евросоюза с обвинениями в адрес Москвы. Как заявил на брифинге в Брюсселе официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано, выборы в Молдавии «проходили в условиях беспрецедентного давления» и «запугивания со стороны России и ее прокси».
Напряжение возросло после того, как Кремль прокомментировал результаты голосования в Молдавии в понедельник, категорически опровергнув теории о «российском влиянии» и указав на многочисленные сомнения, связанные с подсчетом голосов.
Пресс-секретарь президента Путина, Дмитрий Песков, призвал власти Кишинева предоставить доказательства вмешательства иностранных стран через какие-либо преступные группы.
Если она говорит, что недополучила голоса из-за неких преступных группировок, то она должна предъявить доказательства, и неплохо, наверное, также, чтобы госпожа Санду объяснила такое количество голосов, несогласных с ее линией. Это тоже преступные группировки? Или она имеет в виду, что граждане Молдовы, которые ее не поддерживают, ассоциируются у нее с преступными группировками,- отметил Песков.
Пресс-секретарь отметил непонятный рост голосов, отданных за Санду.
«Собственно, любой мало-мальски понимающий суть политических процессов наблюдатель может отфиксировать эти аномалии»,— добавил Песков.