Согласно информации из открытых источников, сейчас ваша сеть насчитывает более 100 клубов, а клиентами являются свыше 350 000 человек. Как для вас сложился прошлый год, который был непростым для многих бизнесов? Какова динамика по клубам?
Действительно, прошлый год для многих отраслей экономики стал поворотным. Кто-то сократил масштабы своего бизнеса, кто-то сохранил примерно те же объемы. Мы же в 2022-м продолжили активно развиваться — вместе с партнерами запустили семь клубов разного формата под франшизой XFIT. В этом году хотим ещё больше нарастить темпы: планируется запуск 23 проектов по франчайзингу разного формата. Например, в июне планируется открытие XFIT Point в Новосибирске. Это трендовый формат клуба с автоматизированным доступом, который требует не так много вложений, как обычный фитнес-клуб, и может приносить прибыль в режиме 24/7.
Раз уж заговорили о трендах, каковы главные тенденции среди инвесторов в этом году?
Мы обращаем внимание, что переговорный процесс перед заключением соглашения стал длиннее и дольше — инвесторы более скрупулезно проверяют все детали и вкладываются, только семь раз отмерив. Также как никогда стали популярны продукты с невысоким порогом входа: люди ищут франшизы на 1—2 млн рублей с возможностью быстро обернуть средства и окупить предприятие максимум за два года.
А что вообще входит во франшизу XFIT?
Мы помогаем нашим франчайзи на всех этапах подготовки, открытия и ведения бизнеса. Работа начинается с подбора локаций, переговоров с собственниками помещения и технологического проекта с зонированием клуба. У нас есть строй-бук со стандартным проектом клуба — дизайн нам разработала студия VOX Architects. Дальше помогаем с закупкой тренажеров, подбором и обучением персонала, настройкой рекламных кампаний, маркетинга и продаж, чтобы поставить привлечение клиентов на поток. Всё происходит согласно бизнес-плану, который мы составляем для каждого партнера в трех вариантах.
Также на протяжении всей работы под франшизой XFIT наши партнеры имеют доступ к технологической платформе, системе CRM, программе лояльности и системе аналитики, ежемесячно получают макеты для проведения рекламных кампаний и пользуются помощью персонального менеджера для решения любых вопросов. Благодаря такой поддержке на всех этапах бизнес наших партнеров становится более предсказуемым и имеет больше шансов на успех.
А может ли франчайзи полностью доверить вам управление свои проектом?
Инвестиционное управление, когда человек только вкладывает средства, а операционной деятельностью занимается франчайзер — одно из наиболее популярных направлений сегодня. В фитнесе эта модель реализуется не так просто, потому что бóльшая часть инвестиций идет на капитальный ремонт и спортивное оборудование.
На что тратятся средства при открытии фитнес-клуба? Расскажите по пунктам
Давайте рассмотрим на примере проекта XFIT Point с бесключевым доступом. Как я и говорила, подавляющее большинство средств тратится на капитальный ремонт и спортивное оборудование — в сумме это более ¾ средств. Еще 10% идет на системы автоматизации и безопасности, по 6% — паушальный взнос и затраты на мебель и офисный инвентарь. Оставшиеся 2% идут на маркетинг и продвижение.
Сколько нужно вкладывать средств в открытие клуба такого формата и как быстро они окупаются?
По опыту наших клиентов, большинству удается уложиться в 10 млн рублей. Маржинальность составляет на уровне 30% до выплат по финансовым обязательствам, а окупаемость в среднем достигается за 36 месяцев. Причем большую часть доходов приносят постоянные клиенты клуба, которые посещают его по подписке. Это делает поступления средств стабильными и прогнозируемыми, что положительно сказывается на устойчивости бизнеса.
Какие составляющие должны быть у фитнес-клуба, чтобы такой бизнес «взлетел»?
Очень важно правильно подобрать локацию. Если это небольшой клуб, он может быть размещен в спальном районе в шаговой доступности от клиентов. Для клуба побольше важно предусмотреть наличие парковки и возможность без проблем добраться на общественном транспорте. Хорошо работают локации около крупных бизнес-центров, ТРЦ и пересадочных узлов — они удобно вписываются в повседневные маршруты людей.
Не менее важно следовать финансовой модели и рекомендациям франчайзера: продавать членства за ту цену, которая заложена в модели, и в нужном объеме. Если вести рекламную кампанию агрессивнее и продать больше, это может отразиться на качестве услуг и вызвать негатив из-за переполненности и очередей к тренажерам.
Также важно помнить, что впечатление от клуба во многом формируют тренеры. Давая им инструменты для развития и обеспечивая адекватную систему материальной и нематериальной мотивации, вам удастся привлечь и развить настоящих профессионалов.
И последнее. Какие неочевидные вещи можно дополнительно получить к стандартному сервису франчайзера, чтобы упростить ведение бизнеса и повысить свои шансы на успех? На что обращать внимание?
Сейчас достаточно много компаний предлагают франшизы. В фитнес-индустрии, если у сети есть хотя бы четыре клуба, она уже может выпустить франшизу. Зрелые продукты от начинающих отличаются развитием цифровых сервисов: от системы бесключевого доступа до программ лояльности и CRM. Это первый маркер.
Второе, на что стоит посмотреть, есть ли у франчайзера какое-то ноу-хау, которое обеспечит преимущество на фоне конкурентов. Например, компания договаривается на эксклюзивных условиях с арендаторами или у неё есть собственные методические разработки. У XFIT есть собственный центр оценки и повышения квалификации, что важно с учетом вступления в силу с сентября 2023 года профессионального стандарта «Специалист по фитнесу (фитнес-тренер)». Благодаря этому сотрудникам наших франчайзи будет проще подтвердить свою квалификацию, чем персоналу каких-то других клубов.
И последнее: смотрите на то, как поддерживает своих партнеров франчайзер в процессе работы, проводит ли он аудиты и как контролирует стандарты качества. Это помогает всем держать руку на пульсе и вести корабль в правильном направлении.