Интересно, что Эйфелева башня изначально задумывалась в качестве временного сооружения – арки для парижской Всемирной выставки 1889 года. Спустя двадцать лет после выставки башню должны были снести и сдать на лом. Однако от запланированного сноса ее спасли радиоантенны, установленные на самой вершине.
Если быть точнее, то башня обязана своим спасением радио, которое было изобретено в то время. По факту Парижу потребовалось высокое сооружение, на котором были бы установлены радиопередатчики. Радиоантенны установили на самом верху, а позднее, в 1925 году, на башню водрузили и телепередатчик.
Читайте также: Всемирный день радио: самые необычные радиостанции в мире
Собственно, всемирную выставку власти Франции решили провести в честь столетнего юбилея Французской революции. Администрация Парижа обратилась к известному инженеру Густаву Эйфелю с предложением реализовать проект, после чего он представил на рассмотрение свои чертежи, изображавшие 300-метровую железную башню. Несколько лет они хранились у мастера в столе. В результате 18 сентября 1884 года Эйфелю и сотрудникам выдали патент на проект.
Конкурс архитектурных и инженерных проектов, по итогам которого предстояло определить визуальный облик будущей Всемирной выставки, открыли 1 мая 1886 года. Его участниками стали 107 претендентов, однако большая часть работ так или иначе повторяла проект эйфелевой башни. В результате проект Эйфеля попал в топ-4 лучших проектов конкурса.
Далее Эйфель внес окончательные правки, после чего комитет принял решение вручить ему первую премию конкурса. Растроганный выбором жюри, Эйфель с энтузиазмом воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!».
Примечательно, что более сорока лет после того, как легендарную башню открыли, она носила статус высочайшего сооружения в мире, и была практически в два раза выше самых высоких зданий тех времен. По высоте она превосходила пирамиды Хеопса, а также Кельнский и Ульмский соборы. Однако рекорд был побит, и в 1930 году высоту башни превзошел Крайслер Билдинг в Нью-Йорке.
Также Эйфелева башня, на удивление, получилась весьма прибыльным объектом: ее реализация обошлось в 15 млн франков, а только лишь на Всемирной выставке 1889 года ее посетили около двух миллионов человек, каждый из которых заплатил по 5 франков за вход. То есть, практически сразу окупилось две трети затрат.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Башня покрыта большим количеством лампочек: их 20 000 штук. Они загораются в течение пяти минут ежечасно для знаменитых световых шоу;
Башня строилась два года, два месяца и пять дней;
На объекте работает пять лифтов, включая оригинальные, которые спроектировал еще сам Эйфель. Каждый год эти пять лифтов вместе проходят расстояние, которое равно 2,5 путешествий вокруг Земли;
С момента строительства башню перекрашивали 18 раз. Процедура весьма долгая, поскольку надо красить около 250’000 кв. м поверхности;
Первоначальный цвет башни был красно-коричневым. Он изменялся несколько раз: сначала на желто-охристый, потом на каштановый, а в последние десятилетия башня была бронзовой. Кстати, этот цвет получил название «коричневый-эйфелевый», и это официально запатентованный цвет;
Башню могла быть построена в Барселоне. Изначально Эйфель обратился с этим предложением к испанским властям, однако они проект не оценили. В итоге Барселона осталась без перспективной достопримечательности, а у Франции появился один из национальных символов;
В основе конструкции лежат принципы строения скелета. При инженерных расчетах ориентировались на работы немецкого палеонтолога Германа фон Майера, описавшего строение бедренной кости, и объяснившего, почему она не ломается под человеческим весом. Этот природный принцип нашел себя и в архитектуре;
Над первым уровнем башни запечатлено 72 фамилии, таким образом увековечена память об ученых, которые так или иначе оказали помощь в ее создании. А вот бюст инженера Эйфеля можно увидеть около одной из опор башни;
В 2007 году американка по имени Эрика заключила с башней брак. Интересно, что законность союза была признана не всеми, однако фамилию «объекта своей страсти» она взяла, и по паспорту стала Эрикой Эйфель;
Гюстав Эйфель пользовался башней в качестве огромного научного пособия. Его интересы касались, в частности, вопросов аэродинамики. Тем более, что высота башни давала простор для разных экспериментов. В итоге все сложилось так, что вклад знаменитого инженера в авиастроительство во всем мире оценивается очень высоко.
Фото: из открытых источников
Видео: RuNews24 / YouTube