Бастилия
Эта крепость в Париже существовала с конца XIV века. Сначала это была сторожевая башня, которая постепенно разрослась в огромное сооружение. Примечательно, что сперва в ней хранилась государственная казна, а при Людовике ХV Бастилия стала королевской тюрьмой с очень плохой репутацией — очень существенный вклад в это внёс небезызвестный кардинал Ришелье. В подземельях крепости в особо жестоких условиях содержались государственные преступники.
Стены камер Бастилии были вынуждены изучать изнутри многие известные люди, в том числе поэт Вольтер, граф Калиостро, маркиз де Сад и Железная Маска — загадочный арестант, личность которого до сих пор неизвестна.
Тюрьма славилась бесчеловечными пытками и убийствами заключённых. Судьбоносный поворот её истории оказался ироничен: власти Франции решили снести обветшалую крепость, но мятежники, которые начали Французскую революцию, их опередили: в 1789 году они взяли Бастилию штурмом, освободили заключённых, а затем буквально по кирпичикам разобрали её до основания. Сейчас на месте тюрьмы стоит Июльская колонна.
Замок Иф
Крепость из произведений Александра Дюма существовала в реальности. Возвели её в XVI веке в окрестностях Марселя для обороны, затем сооружение переделали под тюрьму.
Среди известных арестантов значатся граф Мирабо, Оноре Габриэль Рикети, Жан-Батист Шато и другие. Им ещё повезло — в их камерах были окна. Неугодных же королю представителей низших классов «селили» в подвалы без света, окон, вентиляции и намёка на канализацию. Умирали практически все, кто туда попадал, а тела просто сбрасывали в море со стен.
С 1830-х годов Замок Иф перестал быть тюрьмой и до сих пор притягивает туристов, так как полностью сохранил всю «прелесть» нижних этажей.
Алькатрас
Наверно, нет более медийной тюрьмы. Это первое в мире учреждение с абсолютной безопасностью: с него невозможно было сбежать, а у заключённых не было привилегий. Любопытно, что ещё задолго до возведения форта на острове Алькатрас туда отправляли преступников коренные индейцы Северной Америки.
Первыми заключенными стали пленные в гражданской войне, затем военные преступники, потом особо опасные заключённые, которые были склонны к побегам. Алькатрас эту склонность искоренял начисто. На острове «мотали срок» Пулеметчик Келли, советский шпион Мортон Собелл, Аль Капоне. Последнего, кстати, психологически сломали здесь. Грозный гангстер вышел на свободу сумасшедшим подавленным стариком.
За всё время из Алькатраса удалось сбежать лишь троим, но никто из них не выжил в море. Тюрьму закрыли в 1963 году из-за неоправданных затрат на содержание. Сейчас там работает музей. Кстати, именно Алькатрас стал прообразом Азкабана из вселенной Гарри Поттера.
Лондонский Тауэр
Ещё один невероятно медийный объект. Тауэр стоит в Лондоне более 900 лет, 300 из которых его строили. Толщина стен — 4,6 метра, которые сперва защищали королевских особ, затем государственное золото, а потом и стали непреодолимой преградой для заключённых на пути к свободе.
В Тауэр отправляли отбывать наказание только высших чинов. Так, в числе арестантов были короли Яков I, Иоанн II, Карл Орлеанский, Генрих VI. Тауэр стал последним местом для Анны Болейн и еще двух английских королев — им отрубили головы с стенах тюрьмы.
Условия тут именно такие, какие первыми приходят на ум при слове «Тауэр», голые каменные стены, холодный дубовый пол, толстенная железная дверь, маленькое окошко, куда не высунешь даже руку. В Первую и Вторую мировые войны в крепость отправляли военнопленных и шпионов. Сейчас Тауэр уже не тюрьма, но одна из главных английских достопримечательностей.
Остров Дьявола
Детище Наполеона, куда бросали пропадать и политических заключенных, и уголовников. Три острова с системой тюрем на них. Сбежать отсюда было невозможно, а даже если бы и получилось преодолеть многометровые стены и охрану, последними рубежами становилась река, кишащая пираньями, и джунгли Французской Гвианы с её обитателями, охочими до человечины. Но всё равно находились те, кто предпринимал попытки досрочно прекратить тюремное отбывание — таких ловили и отправляли в отдельный блок с питанием раз в неделю и камерами без вентиляции.
На острове Дьявола содержались преступники, осуждённые пожизненно, но долго их тюремная участь не продолжалась: тропическая жара, тяжелый труд, крайне пренеприятные болезни забирали жизни заключённых. С их телами тоже не особо церемонились и скармливали акулам.
Здесь отбывал наказание несправедливо осуждённый капитан артиллерии Альфред Дрейфус. Стараниями французской интеллигенции во главе с Эмилем Золя его оправдали и реабилитировали, однако впечатлений Дрейфус набрался предостаточно.
А сбежать с островов всё же удалось трём людям: анархисту Клеману Дювалю (после более чем 20 попыток — вот ведь упорство), убийце Анри Шарьеру (фильм «Мотылек» — про него и его побег) и вору Бельбёнуа, который затем в 1938 году написал книгу «Сухая гильотина» о своём пребывании в тюрьме.
Произведение стало очень популярным и вызвало невероятный общественный резонанс, после которого начался процесс закрытия учреждения.
Гуантанамо
Пожалуй, вторая по известности американская тюрьма после Алькатраса. Гуантанамо учредили после террористического акта 11 сентября 2001 года, когда смертники взорвали башни-близнецы Всемирного торгового центра. В эту тюрьму отправляли подозреваемых в терроризме. Условия в ней прежде всего выделяются жестокостью надзирателей, полным бесправием заключённых и невозможностью сбежать из-за сложной системы кордонов.
А ещё срок в Гуантанамо — это пожизненная чёрная метка для нормального существования даже после освобождения. Бывшим заключённым невозможно найти работу, они лишаются любых государственных пособий и заканчивают, как правило, на обочине жизни.
Бангкванг
«Бангкок Хилтон», как иронично называют это место. Другое неофициальное название — «Большой тигр», отсылка к тому, что тюрьма пожирает своих жертв.
Заключённые здесь ждут своего часа — приведения в действие смертного приговора, либо проводят всю жизнь. А что это за жизнь, можно увидеть на фото: по 30-40 человек содержатся в клетках 6х4 метра, еду дают раз в день, нужду справляют в пакеты. Нет в мире места с наиболее подходящими условиями для массовых вспышек холеры, дифтерии, малярии, кишечных инфекций и других малоприятных эпидемий.