Более тысячи человек приняли участие в мероприятиях БОФ-2018
Байкальский образовательный форум – открытая переговорная и экспертная площадка для обсуждения важнейших вопросов отечественной системы образования. Традиционно в форуме принимают участие первые лица Минпросвещения, Минобрнауки, Рособрнадзора, руководители высших учебных заведений, региональные министры образования, члены общественных организаций, педагогических коллективов, и другие ответственные фигуры, напрямую связанные с образованием.
В частности, в работе БОФ-2018 приняли участие: глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, замглавы Минобрнауки Татьяна Синюгина, уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова, спецсоветник по образовательной политике Генсекретаря Организации экономического сотрудничества и развития в Париже Андреас Шляйхер, начальник Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора Игорь Круглинский, член комитета Госдумы по образованию и науке Алдар Дамдинов, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Наталья Шадрина.
В рамках БОФ функционировали пять дискуссионных площадок, каждая из которых была посвящена своему направлению – общему, высшему, профессиональному, дошкольному и дополнительному образованию. В запланированных круглых столах и в других мероприятиях в общей сложности приняли участие более тысячи человек, прибывших в Улан-Удэ из 48 субъектов страны.
Участники форума посетили школы Бурятии
16 августа Татьяна Синюгина и Сергей Кравцов приняли участие в выездном совещании под председательством главы Бурятии Алексея Цыденова. В 112-м микрорайоне Ула-Удэ они осмотрели находящуюся на завершающей стадии строительства школу. Расходы на возведение объекта, как было отмечено, составили 698,7 млн рублей.
«Здесь 1400 человек в две смены могут учиться. Из 63-й школы будет перераспределение детей. Также выделяется отдельный класс для детей с ограничениями по здоровью. Эта школа очень много вопросов решает», – добавил Цыденов.
Также участники совещания посетили Нижнесаянтуйскую среднюю школу, располагающуюся в Тарбагатайском районе. Алексей Цыденов рассказал, что к 2020 году на месте основного корпуса школы возведут здание на 450 мест.
Качество образования будет оценивать международный совет
В ходе очередного круглого стола глава Рособрнадзора Сергей Кравцов выступил с инициативой создания международного совета экспертов, который на основании ряда четких критериев будет давать объективную оценку качеству образования.
«Мы приглашаем к участию в работе этого совета экспертов, представителей органов государственного управления и международных экспертов. Только совместными усилиями мы можем принимать правильные решения», – подчеркнул он.
Выявлены школы, демонстрирующие необъективные результаты
Сергей Кравцов рассказал на форуме, что к целому ряду российских школ будет приковано особое внимание, поскольку в их отчетах систематически фиксируются необъективные результаты.
В список учреждений, которые заставили обратить на себя внимание при анализе выполнения Всероссийских проверочных работ (ВПР-2018), значатся порядка 3 тысяч школ. ВПР выявили признаки необъективности полученных результатов. Причем 850 из 1400 школ показывали необъективные результаты и в 2017 году.
При анализе отмечались школы, в которых результат выполнения ВПР был значительно выше среднего по региону. При этом такие школы не являются учреждениями с углубленным изучением предметов. И что немаловажно - эти высокие оценки не подтверждаются результатами ЕГЭ у выпускников.
Задача - воспитать счастливого человека
«Очень важно выработать те меры, которые помогут нашим детям правильно сориентироваться в том огромном, пестром информационном поле, с которым они сталкиваются сегодня. Перед системой образования сегодня ставится запрос - воспитать счастливого человека, который сможет выстроить свою жизнь, правильные приоритеты и уметь их добиваться конструктивными способами», — обозначила ключевой вектор воспитательного процесса уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова. Она добавила, что необходимо предоставить педагогам инструменты, которые дадут возможность выбрать правильные методы.
Воспитание детей – системная работа для всех без исключения
Замглавы Минобрнауки Татьяна Синюгина отметила, что сложившаяся в России система образования не имеет механизмов, способных предупредить трагедии, подобные тем, что случились в школе №127 в Перми и №5 в Улан-Удэ. Она отметила, что школа остро нуждается в специалистах, которые будут заниматься жизнью ребенка, его личностными проблемами, его окружением, его семьей.
Модератор площадки, научный руководитель АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский заявил об опасности переоценки школьных возможностей и добавил, что ребенка также должны воспитывать семья, окружение.
Глава Бурятии предложил практические действия в данном направлении. В частности, он выступил за введение ответственности родителей за поведение детей в школе. Причем подчеркнул, что ответственность должна быть не материальная. Родители нарушителей должны привлекаться к общественным работам, от взрослых и детей необходимо требовать уважительного отношения к учителям.
Сергей Кравцов попросил акцентировать внимание на воспитательной работе, которая должна вестись системно на всех уровнях.
Каким должен быть учитель XXI века?
«У педагога нет права быть равнодушным, даже если маленькая зарплата. Необходимо формировать мнение, что учитель - это не профессия, это миссия. Личностные качества учителя имеют важное значение», - считает глава Бурятии Алексей Цыденов.
В рамках круглого стола «Учитель XXI» обсуждались проблемы совершенствования педагогического образования. Был подняты вопросы о системе оплаты учительского труда, привлекательности профессии педагога, участники диспута отметили высокую заформализованность педагогической работы и чрезмерную загруженность учителей.
Участники сессии сошлись во мнении, что современная школа в условиях стремительно меняющегося мира нуждается в учителе-исследователе, новаторе, яркой личности, обладающей разносторонними знаниями и умениями, профессиональными компетенциями.
Резолюция БОФ-2018
Рассмотрев в течение трех дней перечень самых актуальных вопросов развития системы образования, 17 августа участники форума приняли итоговую резолюцию, тем самым фиксируя имеющиеся ключевые проблемы и обозначая способы их решения.
Предлагается провести преобразование институтов управления в системе общего образования. Для этого необходимо разработать региональные модели управления образованием вне зависимости от муниципальной привязки. Стирание границ между муниципалитетами позволит более эффективно использовать материально-техническую базу, оптимизирует использование ресурсов, сделает реальностью доступное качественное образование. Участники форума подчеркивают необходимость развития сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Также предлагается ввести Единую федеральную методику расчета норматива финансирования образовательных организаций, в основе которой будет положена структура норматива, единая для всех субъектов Российской Федерации. Это позволит выровнять бюджетную обеспеченность школ, создать целостное финансово-экономическое пространство. Кроме того, предлагается разработать прозрачную и понятную, учитывающую все виды работы, выполняемых учителями, единую федеральную Методику системы оплаты труда работников образовательных организаций.
В резолюции говорится о важности развития инфраструктуры и цифровизации образования. Цифровая инфраструктура позволит создать сеть государственных центров образования (опорных школ), реализующих программы уровней общего и дополнительного образования.
Подчеркивается необходимость цифровизации оценки, внедрения негосударственных цифровых независимых систем оценки, необходимость введения индивидуальных учебных планов, мотивирующих учащихся.
Фото: Министерство образования и науки Республики Бурятия