Основанием для обсуждения послужил тот факт, что дети тратят на учебу значительное количество времени – около восьми-девяти часов. При выполнении домашних заданий они часто прибегают к помощи сторонних ресурсов, таких как готовые домашние задания и искусственный интеллект, что обесценивает саму работу, как пояснил председатель Госдумы Володин. «Вечерняя Москва» провела консультации с экспертами, чтобы выяснить, как данная инициатива повлияет на систему образования.
Вице-спикер Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков также подчеркнул, что ученики зачастую не выполняют задания самостоятельно, а используют современные технологии, что лишает их возможности мыслить самостоятельно: По его мнению, существующие домашние задания необходимо либо упразднить, либо коренным образом переработать, чтобы они способствовали развитию мышления у детей.
Однако, по мнению врача-психиатра, кандидата медицинских наук Елизаветы Жестковой, полная отмена домашних заданий может негативно отразиться на развитии личности ребенка, так как лишит его возможности самостоятельно приобретать знания.
Выполняя домашнюю работу, ребенок учится самостоятельно закреплять полученный материал, искать новую информацию и изучать дополнительные источники. Кроме того, домашние задания воспитывают дисциплину и формируют ответственность: школьник должен планировать время, которое он потратит на выполнение задания, на общение с друзьями и на отдых, считает Жесткова.
Для избежания перегрузки детей можно было бы установить регламент на объем домашней работы, отметила специалист.
Зачастую школьники, особенно старшеклассники, получают настолько большой объем домашнего задания, что тратят на него целый выходной день, предназначенный для восстановления сил перед учебной неделей. К тому же, многие посещают дополнительные кружки, секции и занимаются с репетиторами, что также отнимает свободное время. Важно учитывать это и сокращать объем домашнего задания, чтобы его можно было выполнить за несколько часов, подчеркнула психиатр.
Директор школы «Квантум» Оксана Кляпка также считает, что нет необходимости в полной отмене домашних заданий; достаточно будет сократить их объем.
Как пояснила педагог, дома дети закрепляют материал, изученный в школе. Кроме того, само наличие домашнего задания формирует у ребенка чувство ответственности. Он понимает, что за невыполнение задания ему придется отвечать в школе. Поэтому полная отмена домашней работы может негативно повлиять на формирование личности ребенка.
Однако она рекомендовала учителям предлагать разнообразные формы выполнения домашних заданий. Например, по русскому языку это может быть стандартное упражнение, а по математике — решение задачи. Но по другим предметам важно предоставлять возможность выполнять проекты, презентации и создавать видеоролики.
Также в Госдуме обсуждалась возможность сокращения объема домашних заданий, контрольных и практических работ, выполняемых в течение одного дня, чтобы снизить уровень нагрузки на детей.
