В 1985 году, за три года до того, как маленький герой мультфильма «Земля до начала времен» отправился в Великую Долину, палеонтолог Джек Хорнер, писатель Джеймс Горман и художник Дуг Хендерсон рассказали историю о другом детеныше динозавра и его опасном путешествии. Ее звали Майя – сокращенно от Майазавр - и хотя ее приключение было вымышленным, наука узнала о том, что Хорнер и его коллеги раскопали на Эгг Маунтин в штате Монтана.
Майя не была миниатюрным вариантом своих родителей. Она вылупилась из яйца – маленький динозавр с большими глазами, шаткой походкой – и провела первые дни в теплом гнезде, пока ее конечности не окрепли. Но ее дни благоденствия быстро закончились, когда голодный Троодон совершил набег и разорил гнездо. По мере того как Майя взрослела, она сталкивалась с еще большими опасностями в окружающих лесах.
В конечном счете, Майя могла прожить достаточно долго, чтобы самой принести потомство, и это, согласно исследованию, проведенному палеонтологом Холли Вудвард и ее коллегами в 2015 году, сделало бы Майю исключительным членом ее вида.
Место раскопок, которое вдохновило тех, кто написал историю про Майю, - не просто горизонт с крошечными косточками и яичной скорлупой. За последние три десятилетия палеонтологи из Монтановского музея Скалистых гор раскопали сотни костей Майазавра со второго горизонта чуть выше гнездования. На самом деле было обнаружено так много костей, что Вудвард и ее сотрудники смогли собрать первую цельную картину того, что такое биология популяции Майазавров.
От всех динозавров, которые когда-либо жили, остались лишь фрагменты останков в виде окаменелостей. И динозавры, информация о которых дошла до нас, по фрагментам или частям скелетов известны как каменные версии их прежних «я». Это делает изучение биологии динозавров невероятно трудным. В то время как биолог, работающий с живыми животными, может иметь сотни образцов для изучения демографии видов и часто может наблюдать за их представителями, палеонтологам повезло, если они имеют небольшое количество изломанных костей для работы. И даже хорошо известных динозавров может быть трудно изучать.
Хотя, например, известны приблизительно 50 скелетов довольно редких тираннозавров, они не представляют собой одну популяцию, а находятся в разных местах. Данным скелетам около двух миллионов лет. Так что, если вы палеобиолог, желающий изучить различия между видами, местом и способом их обитания, а также другие детали, то чаще всего, когда речь идет о динозаврах, вам просто не хватает материала и информации, чтобы добраться до ключей к этим головоломкам.
Но кости с Эгг Маунтин - это другая история. Несмотря на то, что останки, которые обнаружили палеонтологи, погребены вперемешку, они смогли восстановить элементы животных разных размеров и возрастов, которые умерли очень близко друг к другу по времени. На этих раскопках ученые извлекли, по меньшей мере, 50 костей голени и, как говорит Вудвард и ее коллеги, это очень полезная для понимания вида кость.
Гистология, или исследование структуры кости, является одним из самых важных подразделов палеонтологии. Исследуя кости под микроскопом, палеонтологи могут видеть, как быстро растет динозавр, оценить его возраст и получить другую биологическую информацию, невидимую для нас. Наиболее полезными для изучения динозавров были кости ног - бедренная кость и большая берцовая кость - поскольку они часто отражают множество деталей о жизни отдельного животного таким образом, что это относительно легко увидеть. С этой целью Вудвард и ее коллеги исследовали 50 костей ног, представляющих, по меньшей мере, 32 отдельных майазавра от 10 до 23 футов в длину, чтобы исследовать то, что остеологические детали могут рассказать об этом виде динозавров.
Как оказалось, вымышленной Майе повезло даже больше, чем даже первоначально представлял себе Хорнер. В пределах выборки, 31 из костей не имели никаких признаков замедляющегося роста, по которым обычно устанавливается возраст динозавра. Это означает, что большинство мертвых майазавров были годовалыми, которые все еще росли чрезвычайно быстро. На основании этого Вудвард и ее коллеги подсчитали, что младенец Майазавра сталкивался с уровнем смертности 89,9% в первый же год. Если динозавры даже доживали до половозрелого возраста, их выживаемость все равно была гораздо ниже, чем у представителей большинства других видов, вошедших во взрослую жизнь.
Со старые динозаврами похожая история. Вудвард и его коллеги насчитали 11 представителей Майазавров, которым было семь лет или больше, и у пяти из них был специальный маркер роста, который сигнализировал, что это старые динозавры, чьи скелеты перестали расти. Эти полностью зрелые динозавры имели коэффициент смертности 44,4%, заключила Вудвард и соавторы работы, и, вероятно, эти майазавры были стары и достаточно слабы.
Между этими двумя крайностями было несколько динозавров, но, по большей части, молодые, энергичные Майазавры отсутствовали в подборке. И это, кажется, соответствует общей картине образования захоронения костей. Данные раскопки, похоже, свидетельствуют о какой-то локальной катастрофе, похожей на засуху или болезнь. Годовалые и пожилые особи пострадали сильнее всего, как и в случае со многими крупными животными, живущими в наши дни, в то время как молодые динозавры в свои годы «пиковой производительности» были лучше способны противостоять стрессу. Не то, чтобы у молодых, энергичных динозавров не было проблем.
Такая история жизни не была уникальной для динозавров. Майазавры росли со скоростью, сопоставимой с их кузенами-птицами. Более того, продолжительность жизни данного вида динозавров сопоставима с существующими ныне видами, такими как баран Далла и благородный олень. Данные открытия стали возможны не только благодаря тому, что столько костей динозавров было обнаружено в одном месте. Это десятилетия работы исследователей и волонтеров Музея Скалистых гор.
Главное, что вся эта напряженная работа повышает возможность того, что палеонтологи могут применять одни и те же знания к другим местам, где динозавры массово умирали. Разрозненные останки, по меньшей мере, 48 отдельных аллозавров были найдены, например, в Карьере динозавров в Кливленде Ллойде (штат Юта), а Ранчо призраков в Нью-Мексико известно тем, что дало ученым материал в сотни скелетов коелофизисов.
Эти коллекции костей, а также другие, разбросанные по всему миру, предоставляют дополнительные возможности, для получения новых представлений о жизни динозавров.
Фото: из открытых источников