Главное сегодня

Новости дня

Ученые обещают прорыв в медицине: как работает мРНК-вакцина от коронавируса

Больше новостей в сюжете: Вакцинация от COVID-19

Пандемия нового коронавируса продолжается, но, к счастью, мир уже подошел к черте, когда важнейшей задачей становится грамотный выбор наиболее эффективной и безопасной вакцины. Какая из вакцин лучше? Ученые пока не могут ответить на этот вопрос.

Ученые обещают прорыв в медицине: как работает мРНК-вакцина от коронавируса

Для получения корректного ответа необходимо время, необходим анализ гигантских объемов статистических данных. И в ближайшие недели и месяцы мир узнает о вакцинах от ковида больше. Это вовсе не значит, что в ближайшее время мы вернёмся к образу жизни времён до пандемии. Более того, специалисты считают, что наша жизнь никогда уже не будет прежней. Однако массовая вакцинация населения станет первым шагом к нормализации экономики и восстановлению сообщения между странами.

Не все знают, но вакцины от коронавируса существенно отличаются друг от друга. И у каждой из платформ, на основе которых создавался тот или иной препарат, есть свои плюсы и минусы. Сегодня мы расскажем о так называемых РНК-вакцинах. Но сперва разберёмся с тем, как вирус атакует наш организм.

Вирус — это, условно, набор инструкций, или генетического кода (в виде ДНК или РНК), в защитной оболочке. И всё. Летающая в воздухе инструкция по сборке вредоносных белков. Главная задача любого вируса — проникнуть в клетку и вогнать в неё свою РНК. Клетка начнёт работать по новой инструкции, запускается производство нехороших белков, развивается болезнь.

При этом важно, что попасть внутрь клетки — непростая задача. В первую очередь вирусу нужно иметь инструменты (присоски или шипы), которые подошли бы к рецепторам на защитной оболочке клетки. А помните внешний вид коронавируса? Круглая форма, множество маленьких отростков-щупалец… И эти отростки идеально подходят к конкретным рецепторам, которого больше всего в клетках легких — именно поэтому болезнь поражает их в первую очередь. Также эти рецепторы есть в головном мозге — если ковид доберётся до них, человек теряет обоняние.

Ещё раз: коронавирус попадает в организм, «присоски» подсоединяются к подходящим рецепторам, в клетку выгружается РНК, и клетка начинает массово производить новые вирусы.

И вот теперь перейдём к вакцине типа мРНК и технологии её работы.

Все существующие вакцины обычно работают по одному и тому же принципу: вирус выращивается в живой клетке (например, в куриных яйцах), затем «очищается», делается слабым и безвредным. После испытаний полученные экземпляры вводятся в кровь человека, где навредить уже не могут, но организмом воспринимаются как опасность. Наши защитные системы создают антитела, и, если в будущем нападёт реальный опасный вирус, эти антитела моментально его уничтожат.

На разработку такой вакцины обычно уходит около 10-15 лет. В ситуации с ковидом новый враг человечества столько времени людям не предоставил. Поэтому применили другой подход, без введения вируса в организм.

В лаборатории вместо ослабленного вируса создают часть его РНК и вводят в организм. Такая вакцина содержит не весь код, а только инструкцию по созданию «присосок», которыми коронавирус прикрепляется к клетке. Клетки начинают создавать не новые вирусы, а только «щупальца» реального коронавируса. Их обнаруживает иммунная система и создает те же антитела, что и при использовании традиционной вакцины.

И при угрозе реального вируса он уже попросту не сможет прикрепиться к клетке — его присоски, шипы и щупальца будут красной тряпкой для антител, и вирус уничтожится, едва коснувшись рецепторов.

Pfizer, BioNTech, Moderna — именно такие вакцины, о которых написано выше. Их эффективность в клинических испытаниях — свыше 90%. Вокруг них наверняка позже развернутся новые теории заговора, но пока что доказанного вреда организму от мРНК-вакцин не обнаружено.

Массовое производство вакцин нового поколения пока только налаживается, и когда гарантированно безопасное и эффективное лекарство на основе матричной РНК появится на прилавках — это станет революцией в медицине. Ведь будет доказано, что не нужно делать множество прививок от различных болезней, достаточно одной вакцины с правильным генетическим кодом. Кроме того, это позволит сделать новые вакцины, которые невозможно было разработать ранее, используя традиционный метод.

Существуют и вакцины других типов: инактивированные, векторные, ДНК-вакцины, рекомбинатные вакцины и другие. В частности, отечественный препарат Гам-КОВИД-Вак, более известный под торговой маркой «Спутник V», является векторной вакциной.

Какая вакцина лучше, как говорилось уже выше, пока доподлинно неизвестно. Каждый будет делать выбор самостоятельно. Но этот выбор не должен быть выбором «вслепую». Читайте, узнавайте, спрашивайте. Коронавирус приходит и уходит, для него у нас уже есть вакцины, но где взять вакцину от вируса безразличия, нежелания читать, развиваться, познавать, сопоставлять и переосмысливать, никто пока не знает. Здоровья, друзья!

Фотографии: из открытых источников