Комитет по транспорту Санкт-Петербурга опубликовал мнение директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова о сложностях, которые принесла транспортная реформа. Эксперт отмечает, что нововведения проходят в формате эксперимента, который выявит слабые стороны и позволит добиться результата.
«С потоком жалоб и проблем сразу было бы намного сложнее совладать и оперативно выровнять работу. Изменения лучше внедрять постепенно, реализуя новый этап, каждый раз учитывать опыт предыдущего. Это одновременно и эксперимент! А любые научно-практические опыты так и проводятся – в несколько этапов. Каждый этап анализируется, после чего проводится разбор полетов. Здесь то же самое. Поэтому то, что запущен второй этап, а потом нас ждет третий – это логично и правильно», - заявил Солонников.
Напомним, 1 апреля начался первый этап транспортной реформы. Второй стартовал 1 июня. Изменения сопровождаются недовольством горожан, опаздывающих на работу и переплачивающих за проезд из-за проблем, которые принес переход на новую модель транспортного обслуживания (НМТО).
Безусловно, от ошибок не застрахован никто, однако настораживает, что выявленные на первом этапе пробелы все еще не устранены. Кроме того, ошибочные решения вряд ли были бы приняты, если бы подготовка к реформе прошла более эффективно. Наша редакция выявила пять просчетов чиновников, итогом которых стал крайне болезненный для Петербурга переход на НМТО.
Нужны точные расчеты
С начала апреля и по сегодняшний день петербуржцы массово жалуются на ошибки чиновников в «оптимизации» маршрутов, стоившие горожанам времени и денег. Пассажиры отмечают, что ждать своего автобуса приходится до часа, плюс новые маршруты дольше и дороже. Причина, по их мнению, в небрежно проведенных расчетах.
«Когда пять маршруток заменили тремя автобусами, у вас никакой алгоритм в голове не сработал? Ну так, мало ли, посчитать, что маршрутки, которых было пять и они были битком, вряд ли смогут уместиться в три автобуса», — приводит комментарий жителя издание «Бумага».
По словам петербуржца, ранее дорога от Петергофа до Ленинского проспекта занимала 40 минут и стоила 70 рублей, а сейчас отнимает 2 часа и 135 рублей.
Аналогичную реакцию у горожан вызвала отмена ряда маршрутов, которые в Смольном посчитали «непопулярными». Кроме того, на некоторые маршруты выведены большие автобусы, которые с трудом разворачиваются на узких дорогах и мешают движению. Петербуржцы подозревают, что над «улучшениями» транспортного обслуживания работали те, кто в городе не живет и не знаком с его реалиями.
Держать людей в курсе
Помимо просчетов с «оптимизацией», пассажиры критикуют отсутствие информации об изменениях. Стенды на остановках с указаниями маршрутов оказались не обновлены вовремя. Как поясняют в Комитете по транспорту, актуализация данных продлится до августа, хотя очевидно, что эта работа не столь сложна и может быть выполнена быстрее. Горожане недовольны несвоевременным предупреждением об изменениях и уличают чиновников в нежелании работать.
«Впрочем, как обычно. Все все знали заранее, но предупредить не удосужились. Информация будет актуализироваться пару (!!!) месяцев!!! Ау, господа чиновники, как за повышение зарплаты - так двумя руками, а как за выполнение прямых обязанностей - нет, не слышали», - пишут в комментариях петербуржцы.
Неудобно и то, что информацию о маршруте на новых автобусах больше не печатают на табличках сбоку. Передвижной состав оснащен бегущей строкой, однако автобус отъезжает раньше, чем пассажир успевает прочесть весь перечень остановок. Кроме того, по словам пассажиров, на солнце данные попросту не видны. Горожане просят вернуть проверенные временем таблички, которые позволяют быстро сориентироваться и выбрать нужный маршрут.
«Стояли у метро Проспект Ветеранов. Подошел неизвестный номер автобуса. На вопрос, куда едет, (водитель – прим.ред.) сказал, что не знает, и включил бегущую строку… постоял и поехал ... пустой. Автобус 297. Почему нет табличек с указанием маршрута?» - жалуются петербуржцы.
В Комитете по транспорту поясняют, что новые автобусы оснащаются только электронными табло, и смысла в табличках чиновники не видят.
«Информация о трассе маршрута размещена на остановках — пассажир во время ожидания автобуса может спокойно ознакомиться с перечнем улиц, по которым проходит трасса маршрута, и понять, на остановке нужного направления он находится или ему необходимо перейти на остановку противоположного направления. Стационарные таблички с перечнем улиц, которые ранее размещались на автобусах, не дают четкого понятия, в какую сторону движется автобус», - сообщили чиновники в ответ на запрос «Бумаги».
О том, что данные на остановках с 1 апреля стали неактуальны и будут обновляться до августа, в Комтрансе, вероятно, «забыли».
Реформа для удобства пассажиров, а не чиновников
В Смольном отмечают, что держат обратную связь с горожанами и реагируют на жалобы пассажиров. Об этом заявлял глава Комтранса Кирилл Поляков. Сами петербуржцы при этом жалуются на отсутствие диалога. В ответ на обращения, по словам горожан, приходят «отписки», а звонки на горячую линию бесполезны, так как позволяют лишь оставить претензии и не помогают быстро решить проблему. Функционал электронной «книги жалоб» - административного портала «Наш Санкт-Петербург» - позволяет отметить лишь грязный либо изношенный салон транспортного средства, а также неисправную технику. Тем не менее, очевидно, что неработающие розетки USB – далеко не главная проблема, когда приходится по часу ждать автобус. Вероятно, чиновники просто не «хотят» слышать критики горожан.
Свериться с другими регионами
Транспортная реформа в ряде городов России началась раньше, чем в Петербурге. Избежать многих проблем можно было бы, ознакомившись с опытом регионов. К примеру, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ «Высшая школа экономики» Константин Трофименко в сравнении хода реформы в Петербурге и других городах России отметил, что изменения в городе на Неве проходят слишком резко. К аналогичным выводам пришли и в Смольном, пообещав более плавные изменения с разбором ошибок, однако лишь ко второму этапу, то есть спустя два месяца мучений и непрерывных жалоб петербуржцев.
Что думают эксперты?
Промежуточные итоги транспортной реформы указывают на то, что в Смольном не только пренебрегли опытом других городов, но и недостаточно активно советовались со специалистами. В итоге с начала транспортной реформы эксперты отметили, что изменения не затронут важнейшие аспекты. К примеру, городу необходимы новые выделенные полосы и комфортные остановочные пункты. Однако в Комтрансе основной упор сделали на приобретение новых автобусов, что, безусловно, важно, однако не исключает необходимости решать другие проблемы.
Примечательно и то, что ошибки первого этапа транспортной реформы до сих пор не устранены. Горожанам по-прежнему приходится долго ждать своего автобуса, а с проездных карточек списывается больше средств, чем нужно. Непонятно, для чего был нужен весь этот растянутый по времени и весьма болезненный для петербуржцев эксперимент, если исправлять свои промахи в городской администрации не спешат.