В Болгарии, где Лукойл обеспечивает поставки 80% топлива, дела не так уж и плохи. Обязательный резерв топлива страны составляет 90 дней и заполнен он по предварительным оценкам на 98%. Однако на территории самой Болгарии хранилища вмещают запас бензина, покрывающий примерно месячную потребность, остальные запасы расположены в других европейских странах, например, в Италии. Об этом в беседе с ИА RuNews24.ru рассказала кандидат экономических наук, эксперт аналитического центра Университета «Синергия» Екатерина Федюкович.
«Более того, министр энергетики Жечо Станков заявил, что запасов для покрытия внутреннего спроса на бензин должно хватить на полгода, дизеля на четыре месяца, а авиационного топлива на два. Так что говорить о топливном коллапсе в Болгарии не стоит, хотя санкции и спровоцировали рост цен на горючее», — добавила собеседница издания.
Тем не менее, судя по заявлениям руководства Болгарии и Румынии, они не настроены на «обход» санкций или их отложенного введения.
В Болгарии активно идет обсуждение введения управляющего, уполномоченного осуществить сначала поглощение активов Лукойла на территории страны, а затем перепродажу этих активов. В существующих условиях это наиболее вероятный сценарий развития ситуации, считает эксперт:
«Следует отметить, что завод в Болгарии был прибыльным и пополнял бюджет России, пока работал на российской нефти, однако ее поставки сократились более чем на 90% в 2024 году, что привело к убыткам. Лукойлу пришлось переориентироваться на поставки из Казахстана, Ирана и ряда других стран. Даже в этих условиях для Лукойла возможная национализация его активов в Болгарии - большая потеря, которая сможет стать прецедентом. Продажа в данном случае была бы гораздо менее болезненным событием», — заключила эксперт.
