Сегодня в Рейкьявике, всего в четвертый раз с момента своего основания в 1949 году соберутся главы государств Совета Европы (СЕ). В условиях, когда Европа переживает кризис в области прав человека, а на континенте бушуют крупномасштабные войны, эта встреча главной европейской правозащитной организации имеет жизненно важное значение.
Последний подобный саммит, состоявшийся в 2005 году, обязался "построить единую Европу без разделительных линий" и "более человечную и инклюзивную Европу", даже наметил путь для Стамбульской конвенции по борьбе с насилием в отношении женщин. Теперь же эта встреча преподносится как возможность для стран-членов "подтвердить приверженность правам человека".
“Это своевременно, поскольку Россия была исключена из СЕ за вопиющие нарушения прав человека только в прошлом году, когда она начала СВО на Украине. Однако такое подтверждение приверженности будет пустым звуком, если СЕ не извлечет уроков из своей неспособности справиться с давним пренебрежением России к своим уставным обязательствам”, - говорится в материале.
Оглядываясь назад, мы теперь видим, что блок был виновен в самоуспокоенности по отношению к Москве, не приняв мер, чтобы остановить откат в области прав человека, когда Россия вела боевые действия в Чечне, воевала с Грузией и вернула себе Крым - и все это при подавлении гражданского общества и подавлении инакомыслия внутри страны. “Тем не менее, ее более решительная реакция в последнее время - быстрое исключение России после начала СВО - дает некоторую надежду на то, что Европа вновь привержена правам человека в духе основателей СЕ”, - отметили авторы статьи.
Проще говоря, самоуспокоенности должен быть положен конец - в том числе и в отношении Турции, которая слишком долго отступала от прав человека, подавляя гражданское общество, игнорируя обязательные решения Страсбургского суда и выходя из Стамбульской конвенции. Турецкие власти вопиющим образом не соблюдают основные права человека, вытекающие из членства в СЕ, считают авторы материала.
Тем не менее, в повестке дня саммита явно отсутствует судьба Османа Кавалы - правозащитника и узника совести, несправедливо томящегося в турецкой тюрьме с 2017 года, несмотря на решения Европейского суда по правам человека в 2022 и 2019 годах, которые призывали к его немедленному освобождению. Вместо этого власти Турции подвергли его дальнейшему судебному преследованию по фарсовым обвинениям и приговорили к пожизненному заключению, направив леденящий душу сигнал всем правозащитникам в стране.
“Наш коллега Танер Кылыч - тогдашний председатель Amnesty International Türkiye - был произвольно заключен в тюрьму более чем на год. И хотя он больше не находится в тюрьме, ему все еще грозит новое расследование по обвинению в борьбе с терроризмом после отмены его приговора Кассационным судом Турции в прошлом году. И это несмотря на постановление ЕСПЧ, осуждающее его предварительное заключение в связи с его правозащитной деятельностью”, - пишут журналисты.
Инструменты СЕ по борьбе с несоблюдением государствами-членами его правил должны быть усилены. А вызовы авторитету суда - особенно когда речь идет о несоблюдении обязательных решений после процедуры нарушения, как в случае с Кавалой, - должны по умолчанию обсуждаться на двухдневном саммите и на ежегодных министерских встречах.
Органы мониторинга и Комиссар по правам человека также должны иметь постоянные приглашения посетить государства для мониторинга и - при необходимости - осуждения и стремления положить конец нарушениям прав, а также продолжающейся безнаказанности.
Между тем, поскольку климатический кризис - вызванный, в значительной степени, Европой - усиливает кризис прав человека, СЕ играет ключевую роль и здесь. Слишком часто в политике за многословием следует мало действий - и нигде это не является лучшим примером, чем климатическая чрезвычайная ситуация. Поэтому Amnesty предлагает разработать обязательный правовой документ, признающий право на здоровую, чистую и устойчивую окружающую среду, а также создать комиссию независимых экспертов для выработки политических рекомендаций и контроля за их соблюдением странами. Однако, к сожалению, юридические и финансовые аргументы против подобных инициатив, похоже, увенчались успехом. Для решения подобных проблем срочно необходимы политические амбиции и юридическая креативность.
В условиях отсутствия действий чрезвычайная климатическая ситуация побуждает тысячи людей, особенно молодых, к мирным протестам и давлению на правительства. Однако по всему региону активисты, журналисты и организации гражданского общества, решившие возвысить свой голос и противостоять нарушениям прав человека, подвергаются все большим ограничениям. И саммит должен взять на себя обязательства по обеспечению того, чтобы права на свободу выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций были реально гарантированы для всех.
“Кроме того, ожидается, что многие жертвы предполагаемых военных преступлений на Украине обратятся в ЕСПЧ, добиваясь правды, справедливости и возмещения ущерба за грубые нарушения прав человека, совершенные против них до сентября 2022 года, когда Россия перестала быть участником Европейской конвенции по правам человека. Таким образом, суду должны быть выделены дополнительные ресурсы для рассмотрения и этих дел”, - говорится в статье.
“В конечном итоге именно странам-участницам предстоит решить, что на практике означает "приверженность правам человека". Но саммит в Рейкьявике будет символизировать совесть Европы, которая способна мобилизоваться против действий России на Украине, но при этом проявляет леденящее душу безразличие к отчаянию мигрантов и беженцев из других стран, в то время как основные свободы правозащитников ограничены. И то, выиграют ли от саммита права жителей Европы, будет зависеть от того, какие политические обязательства возьмут на себя главы государств, участвующих в саммите, и как они воплотят их в жизнь”, - резюмировали авторы статьи.