Мало кто верил в победу Дональда Трампа на выборах президента США. Но те политологи, которые пошли против мейнстрима, предрекали не только победу Трампа, но и то, что ему предстоит впоследствии пройти через процедуру импичмента. Первые шаги 45-го президента США во внутренней политике и противодействие его решениям других ветвей власти свидетельствуют о том, что эксперты знали, о чем говорят. Процедура импичмента, которой пугают всех американских президентов, на самом деле ни разу не была доведена до конца. К примеру, Ричард Никсон после «дела Уотергейта» не стал дожидаться голосования в Сенате и подал в отставку сам…
Вообще, дело Уотергейта является удивительным срезом, который позволил миру рассмотреть в деталях, как работает демократия в США. Сегодня, почти полвека спустя, ценностей американского общества вновь проходят проверку на прочность. В частности, речь идет о системе взаимодействия ветвей власти между собой и с различными гражданскими институтами. Последние президентские выборы, кажется, разобщили людей, а закоренелые противоречия между «ослами» и «слонами» в нынешних условиях выглядят неразрешимыми. Но даже такой жесткий, целеустремленный и напористый человек как Дональд Трамп не выглядит тем, кто может бросить вызов многовековым устоям американской политической культуры и одержать верх. Тем более что у него есть пример такого президентского поведения и его печальный итог. Речь идет о Ричарде Никсоне.
Вообще между Никсоном и Трампом можно провести массу параллелей. 36-37-й президент США до сих пор считается одним из самых одиозных президентов. Некоторые его инициативы и решения выглядели для современников парадоксально, однако он с упорством, граничащим с упрямством, добивался их реализации и в целом заслужил реноме эффективного управленца.
Никсон вывел войска из Вьетнама. Никсон заложил основу «разрядки» в отношениях с Советским Союзом, что, кстати, исповедовал в своей предвыборной риторике по отношению к России и Трамп. Никсон подписал с Брежневым договор об ограничении стратегического вооружения, более известный как ОСВ-1. Сейчас очередная итерация договора ОСВ стала важным элементом торга между Белым домом и Кремлем, так что здесь также есть определенная параллель между 36-м и 45-м президентами США. Правда, как недавно стало известно, г-н Трамп до телефонного разговора со своим российским коллегой не был осведомлен о том, что это за документ.
Но что на самом деле и всерьез объединяет эти две исторические персоны, так это попытка противостоять политической системе США. Только Ричард Никсон делал это в последние, а Дональд Трамп в первые месяцы своего президентства.
Считается, что Никсон оставил президентскую должность из-за того, что им в 1972 году была организована прослушка в комплексе «Уотергейт», где располагался предвыборный штаб кандидата от демократической партии Джорджа Макговерна.
Ну, во-первых… Причастность Никсона к этим событиям вообще не была доказана, а суд назвал заказчиком операции консультанта Белого дома. Это косвенно доказывает причастность президента, но юридических претензий к нему так и не смогли предъявить. Вернее, чтобы этого не произошло, Ричард Никсон бросил вызов истеблишменту. А во-вторых, отставка с поста президента произошла спустя более чем два года после происшествия в вашингтонском отеле! А что еще важнее, спустя четыре месяца после того, как разгорелся этот скандал, Никсон преспокойно избирался на второй президентский срок.
Но это вовсе не означало, что история исчерпана. Расследование велось два года, настала пора администрации президента отвечать на вопросы, и тут у
а начались проблемы. Из достоверных источников суду становится известно о существовании аудиозаписей, сделанных в Овальном кабинете. Следствие предполагает, что эти пленки могут дать ответ на вопрос об организаторе прослушки в «Уотергейте». В августе 1973 года прокурор Арчибальд Кокс делает запрос, требуя от президента предоставить эти записи. Никсон категорически отказывается, более того, он требует от министра юстиции уволить прокурора, осмелившегося что-то от него потребовать. Глава Минюста отказывается увольнять подчиненного, честно выполняющего свои функции, и сам подает в отставку.
История с пленками тянется почти год и идет уже на фоне инициированного Палатой представителей импичмента. После того, как Верховный суд в июле 1974 года подтвердил правомочность действий прокурора Кокса, а Никсон по-прежнему не желал комментировать наличие пленок, становится очевидным, что процедура импичмента будет доведена до конца. 9 августа 1974 года Ричард Никсон пишет официальную записку из 11 слов, в которой сообщает Госсекретарю Генри Киссинджеру о том, что слагает с себя полномочия президента США.
Интересно, что такой опытный политик как Никсон не достаточно тонко за год до импичмента прочувствовал ситуацию. Он действовал чересчур резко, прекрасно отдавая себе отчет, что идет на неправомерные действия, требуя увольнения прокурора, который просто выполнял свою работу.
И вот опять возникает аналогия с Трампом. Сразу после вступления в должность Трамп издает указ, до крайности нелепый, если начать в этом документе разбираться подробно. В двух словах, он запрещает въезд в США выходцам из семи мусульманских стран. Причем закон не делает исключение даже, к примеру, для студентов, которые оплатили обучение в американских колледжах, а теперь им запрещен въезд в страну… А дальше происходит удивительная для нас, но вполне рядовая для стран с разделенными ветвями власти ситуация. Судья Федерального суда в Сиэтле Джеймс Робарт приостанавливает действие указа президента. Причем не на территории города или штата Вашингтон, а на территории всей страны.
Вероятно, Дональд Трамп учел опыт своего коллеги-республиканца Никсона, и, сжав зубы, проглотил обиду. Заметьте, реализация инициативы, направленной против мексиканских мигрантов, хоть и вызывает критику левого истеблишмента, но не встречает препятствий со стороны других ветвей власти. Речь в данном случае идет о нелегалах, а значит, тут имеет место не нарушение прав человека, а защита национальных интересов. И эта стена будет построена, а точнее достроена, в этом можно не сомневаться.
Но Трамп не был бы Трампом, если бы сдался без боя. Он готовит новую редакцию документа, в которой, как известно, будет сделано исключение для владельцев грин-карт. Также сегодня стало известно, что Ирак будет исключен из «списка Трампа». Если новый вариант указа не будет противоречить Конституции, то у него есть будущее.
Впереди у Трампа и собственный Вьетнам (Сирия), и выполнение договора ОСВ, и, будем надеяться, «разрядка». Если президент оступится, ему подставят плечо. Если попробует шулерствовать, его толкнут в пропасть. Так работает система разделения властей в США и президент здесь важный элемент, но назвать его элементом главным или особенным никак нельзя. Учитывая место, которое эта относительно молодая страна занимает в мире, механизм демократии по-американски выглядит достаточно эффективным.
Фото: из открытых источников