На Берлин!
16-19 апреля 1945 года Сражением за Зееловские высоты началась последняя масштабная стратегическая операция советских войск в Великой Отечественной войне – Берлинская наступательная операция. Зееловско-Берлинская операция или Сражение за Зееловские высоты является победной, но по-прежнему спорной операцией Красной Армии.
Зееловские высоты
Как такового, географического понятия «Зееловские высоты» нет. Название операция получила благодаря немецкому городу Зеелов, расположенному в 90 км от столицы.
Зееловские высоты представляют собой возвышения естественного происхождения, проходящие по левому берегу старого русла реки Одер. Протяженность гряды - до 20 км, ширина 4-10 км. Немцы создали здесь полосу обороны, включающую в себя сплошные траншеи, большое количество дзотов, противотанковых и противопехотных заграждений.
Перед высотами противник вырыл ров глубиной до 3 м и шириной 3,5 м, Заминированные подступы к высотам простреливались многослойным огнем. Державшие оборону гитлеровские войска были усилены артиллерией берлинской зоны ПВО.
Соотношение сил
Обороняла Зееловские высоты 9-я немецкая армия под командованием генерала Готтарда Хейнрици. В ее состав входили 14 стрелковых подразделений, 587 танков, 2625 стволов артиллерии. По разным оценкам, армия насчитывала от 115 до 200 тысяч солдат офицеров.
Хейнрици был известным защитным тактиком Вермахта. Он предугадал, что главный удар будет нанесен вдоль автострады восток-запад на Зееловских высотах и отказался от акцента на защите берега реки, укрепив возвышающиеся на 48 метров над Одером высоты. Он ослабил часть защищавших берега Одера подразделений, чтобы увеличить численность войск, оборонявших сами высоты.

Напротив Зееловских высот расположились войска 1-го Белорусского фронта, командовал которыми маршал Георгий Жуков. Фронт располагал 9-ю стрелковыми и 2-мя танковыми армиями, состоявшими из 77 стрелковых подразделений, 2 конных соединений, 5 танковых и 2 механизированных корпусов, 8 артиллерийских и 1 минометного подразделения. В распоряжении фронта было 3 059 танков и самоходных установок, и 18 934 стволов артиллерии и минометов. Восемь из 11 армий занимали позиции вдоль Одера. В северной части наступления занимали позиции 61-я и 1-й польские армии.
Действовали войска 1-го Белорусского фронта во взаимодействии с войсками 2-го Белорусского фронта маршала Рокоссовского, вышедшими на восточный берег Одера и войсками 1-го Украинского фронта маршала Конева, располагавшимися на юге. В совокупности три фронта насчитывали 2,5 млн человек, 6 250 танков и САУ, 7 500 самолетов, 41 600 стволов артиллерии и миномётов.
Артподготовка
Наступлению предшествовала традиционная артподготовка, продолжавшаяся всего полчаса. Из-за короткой «канонады» Жукова упрекают в излишней поспешности и даже обвиняют маршала в «соревновании» с Коневым за первенство в деле взятия Берлина. Сторонники версии об излишней поспешности также обвиняют ставку и Сталина в желании любой ценой взять Берлин ранее создавших плацдармы на Эльбе союзников.

Российский историк, сотрудник Института военной истории Минобороны РФ Алексей Исаев объясняет короткую артподготовку мощью артиллерийского кулака Жукова. По его словам, артиллерия отгремела полчаса, после чего работала по заявкам войск. Те же немцы в своих донесениях длительность артподготовки советских войск обозначали 2,5 часами.
Прожекторы маршала Жукова
Рано утром 16 апреля еще при полной темноте, желая ошеломить противника и осветить его позиции, бойцы Красной Армии пошли в атаку. После того, как в воздух взвились тысячи разноцветных ракет, по этому сигналу вспыхнули расставленные через каждые 200 метров 143 прожектора.
Эффективность этого тактического приема Жукова также вызывает споры. В постперестроечной публицистике неоднократно писалось, что стена пыли и дыма, висевшая в воздухе, не позволила выполнить задуманное. Некоторые даже утверждали, что пошедшие вверх по холмам советские танки из-за хаоса в построениях давили свою пехоту.
Однако эти сведения опровергают публицист Сергей Брезкун и все тот же историк Алексей Исаев. Первый приводит свидетельства участников тех событий. Второй же, отмечает, что немцы использовали тактику атаки в темноте при свете с прожекторов с 1941 года, в частности таким образом ими был захвачен плацдарм на Днепре у Кременчуга. Он подчеркивает, что прожекторы выполнили важную задачу – выявили и подсветили позиции противника.
16-17 апреля
Несмотря на мощь брошенных в атаку сил и на введенные в дело танковые армии Катукова и Богданова, взять укрепленные высоты в первый день операции советской армии не удалось. Также не удалось достигнуть серьезного продвижения и на следующий день, несмотря на то, что Красная Армия беспрерывно перемалывать оборону вынужденных постепенно отступать немцев.

«При подготовке операции мы несколько недооценивали сложность характера местности в районе Зееловских высот, где противник имел возможность организовать труднопреодолимую оборону. Находясь в 10-12 километрах от наших исходных рубежей, глубоко врывшись в землю, противник смог уберечь свои силы и технику от огня нашей артиллерии и бомбардировок авиации. Правда, на подготовку Берлинской операции мы имели крайне ограниченное время, но и это не может служить оправданием. Вину за недоработку вопроса прежде всего я должен взять на себя», – писал позднее Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях».
Взятие Зееловских высот
Однако угрожающий кризис миновал 18 апреля. Одна из мехбригад армии Богданова прорвалась вглубь немецкой обороны. За ней в пробитую брешь сначала втянулся механизированный корпус, а за ним последовали главные силы двух танковых армий. Оборона на одерском фронте фактически рухнула.

Немцы бросили на спасение фронта свои резервы и даже сняли части с обороны Берлина. Но это лишь на день отсрочило агонию. 19 апреля не выдержавшая напора 9-немецкая армия стала отступать к Берлину, но была окружена.
Потери
После взятия Зееловских высот была окружена и уничтожена 9-я немецкая армия. В Берлин прорвались остатки 56-го танкового корпуса. 11-й корпус СС, побросав вооружение, ушел на юго-запад с целью сдаться союзникам.
В вину Ставки и Жукова вменяют большие потери при взятии Зееловских высот. Как отмечает Исаев, потери на Зееловских высотах часто сознательно или ошибочно путают с потерями во всей Берлинской операции.

Безвозвратные потери советских войск в Берлинской операции составили 80 тысяч человек, а общие – 360 тысяч человек. Это потери трех фронтов, наступавших в полосе шириной 300 км.
Реально общие потери 8-й гвардейской и 69-й армий в период наступления в районе Зееловских высот составили около 20 000 человек, а безвозвратные потери – примерно 5000 человек.
Итоги
Зееловско-Берлинская операция не только способствовала уничтожению крупной немецкой группировки, но и не позволила гитлеровцам перебросить части 9-й армии в Берлин. В случае пополнения состава защитников Берлина за счет 9-й армии, штурм столицы был бы намного более кровопролитным. Например, Будапешт оборонялся более трех месяцев.
В ответ сторонникам теории о целесообразности окружения Берлина, историк Исаев подчеркивает, что в обстоятельствах давления со стороны Ставки Жуков придумал простой, но высокоэффективный план. Если танковым армиям удается пробиться на оперативный простор, то они выходят на окраины Берлина и образуют «кокон» вокруг столицы, препятствуя усилению берлинского гарнизона за счет 9-й армии или резервов с запада.

Поворот Конева на Берлин модернизировал «кокон» до классического окружения смежными флангами двух соседних фронтов. 9-й армию немцев окружили и разбили. В итоге столицу немецкого нацизма обороняли фольксштурмисты, члены гитлерюгенда, полицейские и остатки разбитых частей Вермахта. Город был окружен 25 апреля и взят всего за восемь дней.
Автор: Алексей Лебединов