Как пояснила Федеральная налоговая служба, ранее Налоговый кодекс не содержал конкретного перечня документов, необходимых для подтверждения принадлежности продукции к детским товарам, облагаемым по льготной ставке. Теперь основанием для ее применения служат сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, включенные в реестр Росаккредитации. Допускаются также другие документы об оценке соответствия продукции, оформленные в соответствии с правилами Евразийского экономического союза.
Предпринимателям не требуется заранее направлять подтверждения в налоговую инспекцию. Представить сведения необходимо, если ФНС направит соответствующее требование. В таком случае налогоплательщик указывает реквизиты документа, в том числе его номер и дату, а налоговые органы самостоятельно проверяют информацию в электронном реестре. Если запрашиваемый документ об оценке соответствия оформлен в другом государстве — участнике ЕАЭС, его необходимо предоставить на бумаге.
Отдельный порядок предусмотрен для импортеров. При ввозе детских товаров в Россию сведения о сертификате или декларации, а в предусмотренных случаях — другие документы об оценке соответствия, передаются таможенным органам одновременно с декларацией на товары. Таким образом, подтверждение необходимо не только при продаже продукции внутри страны, но и при ее импорте.
Изменения закреплены Федеральным законом от 4 июля 2026 года № 218-ФЗ, которым скорректировали статью 164 Налогового кодекса РФ. Поправки устанавливают документальные условия для применения пониженной ставки НДС при реализации товаров для детей.
Предпринимателям рекомендуется проверить наличие сведений о документах на свою продукцию в реестре Росаккредитации. Если право на применение льготы не подтверждено, товар может облагаться по основной ставке НДС. При этом с 1 января 2026 года основная ставка составляет 22%, поэтому переход с льготных 10% на общую ставку означает увеличение налоговой ставки на 12 процентных пунктов.
