Все учебные заведения вошли в основанную в этом году Всероссийскую ассоциацию популяризации и внедрения персонализированной модели образования «Успех каждого». Недавно ее возглавил директор школы информационных технологий №26 Алексей Хорошилов.
– Цель внедрения персонализированной модели обучения – постепенная трансформация образовательного процесса, чтобы ученик был мотивирован освоить предмет на необходимом ему уровне, и видел впереди тот результат, к которому он стремится. Чтобы учеба не становилась для него каторгой. Задача для педагогов – найти общие мотивы с учениками в процессе обучения, – говорит Алексей Александрович.
На данный момент в системе ПМО в 26-й школе учатся один пятый и два шестых класса. Увеличить их число пока не позволяют технические возможности. Но принципы персонализированной модели обучения распространены на все учебное заведение. В школе существует единый кодекс взаимодействия, предварительно обговоренный с учителями и учениками.
В рамках системы персонализированной модели обучения изучение материала на протяжении учебного года разбивается на модули (объединение нескольких тем, если сравнивать с традиционной системой). Учащийся самостоятельно, хотя на первых этапах все же с помощью учителя, определяет, в каком темпе он будет осваивать модуль и на каком уровне. Учитель прописывает учебные цели и к каждой из них выбирает подходящие задания. Школьникам дается возможность выбрать те, которые интересны лично для них и приведут к достижению поставленных целей.
– Освоение каждого модуля может происходить на трех уровнях: уровень 2.0 (не путать с оценкой «2»!) – уровень усвоения и простейшего понимания, действия по образцу. Если взять за пример изучение электрических цепей, то на уровне 2.0 ученик должен знать термины, объяснить, каким образом электроны перемещаются от отрицательного полюса батареи электропитания к положительному, – поясняет Алексей Хорошилов. – Уровень 3.0 – это анализ и понимание, умение применить знания на практике. На этом уровне ученик должен уметь собирать цепь с заданными параметрами и объяснять, как она работает. Следующий уровень – 4.0 – исследование, проектирование, перенос достигнутых результатов в другую область. Применение умений и знаний в ранее незнакомых ситуациях. Ученик может исследовать характеристики электрических цепей в реальной обстановке (к примеру, механизм работы защитных устройств в домашних электрических сетях).
Таким образом, сама идея ПМО заключается в совершенно ином отношении к образовательному процессу. «Научить учиться!» – вот главная задача. Каждый ученик должен иметь возможность самостоятельно определять свой образовательный маршрут, понимать, на каком уровне ему необходимо знать предмет и следовать в соответствии со своим маршрутизатором.
– Мне очень нравится работать на современных ноутбуках, нравится смена деятельности на уроке – самостоятельные задания чередуются с работой в группе, и урок проходит интересно и непринужденно. Многое успеваю сделать в классе, а дома остается только закрепить или повторить, – поделился впечатлениями шестиклассник Вадим Илюшков.
Мама школьника Ирина Алексеевна тоже видит в системе ПМО только положительные стороны:
– Вадим проявляет живой интерес к учебе, он не переживает, что не успеет усвоить необходимый материал. Четко идет по маршруту, разработанному учителем. В зависимости от предмета выбирает уровень – биология, география, история, обществознание – (3.0), математика и информатика – (3.0 и 4.0), так как по ним он пробует осваивать проектную деятельность. Ребенок научился ориентироваться в информации, может ее классифицировать, выбирать основное.
Школа №20 участвует в апробации модульной системы с 2019 года. Сейчас ею охвачены учащиеся 5-х, 6-х и 7-х классов. С каждым годом увеличивается количество детей и учителей, участвующих в процессе. Педагогами уже накоплен внушительный опыт реализации персонализированной модели обучения. В учебном заведении создана проектная команда, куда входят директор, его заместитель, учителя, работающие по данной методике. Участники команды проводят однодневные стажировки с целью обмена опытом для коллег не только из других школ города и области, но и из других регионов.
Так, в прошлом году в гости к липчанам приехали педагоги из Вологды. А недавно в рамках проекта «Однодневная стажировка» школа № 20 принимала делегацию частной школы «Вектор» из Воронежа. Гости посетили урок информатики, после которого каждый педагог получил индивидуальные консультации по разработке заданий и целей к учебным модулям.
В 2020 году учебное заведение стало победителем конкурса, проводимого для школ и учителей, работающих по персонализированной модели образования «Команда СберКласса», выиграв в двух номинациях – «Команда СберКласса» и «Наставники СберКласса». А в этом году вместе с 51-й школой стали обладателями грантов на реализацию проектов по внедрению персонализированной модели образования. Средства будут направлены на приобретение современного технического оборудования, премии педагогам, проведение мероприятий, направленных на дальнейшее внедрение и популяризацию ПМО.
Но, конечно, победы и гранты не самое главное.
– Проводя каждые полгода анализ успеваемости учащихся, мы пришли к выводу, что в тех классах, где используется персонализированная модель обучения, она выше. Потому что дети более мотивированы, учиться им интересно и комфортно. Отсюда и результат, – резюмировала заместитель директора 20-й липецкой школы Виктория Зацепина.
– Персонализированная модель обучения успешно реализуется уже в 18 школах Липецка. Она имеет отличные перспективы, поэтому в обозримом будущем принять участие в проекте смогут и другие образовательные учреждения города, – отметила председатель департамента образования администрации города Липецка Светлана Бодрова. – Огромное преимущество персонализированной модели обучения состоит в том, что дети учатся работать самостоятельно – индивидуально или в группах. Ребята осваивают материал в собственном темпе, с учетом индивидуальных особенностей. Школьники с помощью педагогов могут более глубоко изучать дисциплины, которые им наиболее интересны. Меняется в этой системе и роль учителя – из транслятора он становится консультантом и главным помощником для детей. Здесь нет традиционной схемы «один урок – одна тема», информация объединена в модули, которые изучают школьники, выполняя различные задания: проектные и игровые, индивидуальные и групповые.