Сейчас в Липецке работают 177 групп в 73 детских садах и 61 класс в 14 школах, где осуществляется образовательный процесс для детей, страдающих рядом заболеваний. Инклюзивно 2142 ребенка с ОВЗ осваивают программы дошкольного образования в 29 детских садах, 157 таких детей учатся в 26 школах города.
25-я липецкая школа стала одной из тех, где успешно реализуется проект. В учебном заведении по адаптированным программам обучается 101 ребенок с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития.
- В школе функционируют восемь специализированных классов, которые посещают 89 ребят, еще 12 школьников учатся в общеобразовательных классах. Все они активно задействованы в школьной жизни наряду с остальными детьми, вместе участвуют в праздниках, спортивных соревнованиях, - рассказала RuNews24.ru директор учебного заведения Галина Архипова. - Дети проводят в школе весь день. В первой половине дня они находятся на уроках, а во второй – занимаются коррекционно-развивающей деятельностью с психологом, дефектологом, логопедом. Для каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. Также ребята охвачены различными видами дополнительного образования.
В работе с детьми используются современные методики. Так, логопед Светлана Полякова на своих занятиях применяет терапевтическое тейпирование, когда специальные ленты наносятся на проблемные участки, что позволяет намного быстрее добиваться положительной динамики в звукопроизношении. Также этот метод используется и для развития мелкой и крупной моторики.
Для учащихся специализированных классов создана ситуация успеха. Ребята удостаиваются похвалы даже за самые незначительные достижения. Это одно из обязательных условий такого образовательного процесса. Ребята с ОВЗ неоднократно становились победителями и призерами интеллектуальных, творческих и других конкурсов различного уровня.
За четыре с лишним года учебное заведение добилось серьезных успехов на ниве инклюзивного образования. Об этом наглядно говорит тот факт, что минувшей осенью оно стало победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа».
Более полвины учащихся с ОВЗ 25-й школы проживают в других районах города, но родителей это нисколько не пугает. Есть еще немало желающих обучаться в ней, что говорит о большой потребности в городе в адаптированных образовательных программах.
- Сначала были некоторые опасения, когда внук переходил в специализированный класс, как приживется ребенок в другой школе, как он вольется в новый коллектив. Но сейчас я только рада, что он учится здесь, - поделилась Ирина Попова, бабушка пятиклассника Анатолия Жукова.
В рамках реализации проекта в городе были созданы необходимые условия для организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) по модели «ресурсный класс» и «ресурсная группа». Старт этой деятельности был дан 1 сентября 2018 года. Сейчас в Липецке функционируют шесть «ресурсных групп» в четырех детских садах и семь «ресурсных классов» на базе пяти городских школ.
Детский сад № 136 был одним из первых, где начала развиваться модель «ресурсная группа». За три с лишним года через такую группу прошел 21 ребенок, девять из них сейчас обучаются в специализированных ресурсных классах липецких школ.
Дети с аутизмом, сейчас их здесь пятеро, требуют особого внимания. К ним приставлены тьюторы – наставники, которые помогают справиться с повседневными делами: например, приемом пищи или одеванием. Потому что даже такие, казалось бы, простые действия могут вызывать у них сложности. Детям с РАС очень важно социализироваться в реальных жизненных условиях, поэтому там, где они занимаются, играют или отдыхают, есть «напоминалки» с правильным порядком действий.
- Программа образовательного процесса у нас расписана буквально по минутам. И для каждого воспитанника она индивидуальная. Это подвижные игры, занятия в сенсорной комнате, развивающие упражнения. Родители могут узнать, чем занимается их ребенок в конкретное время. Более того, педагоги ежемесячно отчитываются перед ними о динамике в развитии детей за этот период, - отметила заведующая детским садом Наталья Бирюкова.
Отметим, что все специалисты работают в тесном контакте с родителями. Результат, полученный на занятиях, обязательно должен быть закреплен дома, иначе эффекта практически невозможно будет добиться. Мамы и папы только «за».
- Раньше мой сын посещал обычный садик, где, как правило, сидел в углу. Он ни с кем не общался, и им никто не занимался. Здесь же используется целый комплекс развивающих программ, необходимых моему ребенку, - говорит мама пятилетнего Максима, Ольга Тювякина. – Добираться сюда приходится с пересадками, но это того стоит. У Максима заметны изменения в лучшую сторону. Он стал более собранным и внимательным, уже сам одевается и раздевается, активнее общается со своими сверстниками.
За три с половиной года сделано немало. Несколько воспитанников «ресурсной группы» переведены на полный инклюзив, то есть они стали посещать группы общеразвивающей направленности на постоянной основе с тьюторским сопровождением. В этом учебном году также планируется перевести на инклюзив одного ребенка, и еще один, что называется, находится на подходе. Педагогами дошкольного образовательного учреждения разработаны и успешно реализуются собственные проекты «Безопасная дорога» и «Безопасная микроволновка», которые помогают особенным детям быстрее адаптироваться к ситуациям, возникающими на улице и в быту. Своими наработками сотрудники детского сада охотно делятся с коллегами не только на городском, но и региональном и федеральном уровнях.
- В настоящее время в детских садах и школах созданы условия для ребят с различными потребностями и особенностями развития. Без сложностей, конечно, не обходится, но полученные результаты весьма достойные. Останавливаться на достигнутом не планируем, будем постоянно развивать и совершенствовать систему инклюзивного образования, - рассказала председатель департамента образования администрации города Липецка Светлана Бедрова.