О том, через какие фильтры у собеседника проходит каждый человек, который пытается донести до него свои мысли вживую, редакции RuNews24.ru рассказала психолог, тренер по речи, голосу и публичным выступлениям Ольга Рашевская. Если вы хотите стать эффективным оратором, то нужно обязательно научиться владеть своим телом и голосом.
Наверняка вы сталкивались с ситуацией в жизни, когда, например, в помещение входит человек и за ним движется какой-то шлейф невидимой энергии. Мы смотрим на этого человека и сразу чувствуем его силу, харизму, его уверенность в себе. При этом ему не нужно ничего говорить, ведь о нем уже все сказали его позы, жесты, мимика и движения. Ольга Рашевская называет это невербальным поведением или невербальной коммуникацией.
4 фильтра первого впечатления
Если вы когда-нибудь бывали на мероприятиях с участием разных спикеров, то вы прекрасно понимаете, что как только человек выходит на сцену, мы заранее решаем, стоит ли вообще слушать его. Причем он еще не сказал ни слова, но мы уже сделали для себя вывод о его соответствии заявленному статусу. Об этом говорят его походка, осанка, взгляд, жестикуляция и даже занятая поза. Это первый фильтр считывания личности – внешний вид. И это не только про аутфит и образ, хотя это тоже важный фактор, но в первую очередь это про то, как держится спикер на сцене, про его язык тела.
О чем может говорить одна и та же поза?
«Когда человек уверенно стоит и скрестил руки на груди, при этом открыто демонстрирует руки, грудную клетку, плечи отведены назад, смотрит пронизывающе. Это такая мужская поза, поза самоуверенного самца. Видно, что он чувствует себя вольготно и уверенно. У него свободно расставлены ноги, руки скрещены, и он таким образом словно смотрит свысока, наблюдает. Никогда не назовешь этого человека неуверенным, смущенным или закрытым», – поясняет эксперт.
Если же руки на груди скрещены, но при этом плечи наклонены вперед, шея спрятана, а голова прижимается к телу, то производится противоположное впечатление. Человек словно закрылся в своей раковине. В итоге на первый взгляд одна и та же поза может абсолютно по-разному восприниматься. В первом случае зритель считывает уверенность, а в другом видит зажатого человека.
Далее мы обращаем внимание на то, куда он смотрит и на жесты. Если глаза направлены в пол или «бегают» из стороны в сторону, а жесты хаотичные – быстрое перебирание пальцев, снятие и надевание виртуального кольца на палец, то в таком человеке сразу чувствуется излишнее волнение и неуверенность.
Эксперт подчеркнула, что жесты нам даны для того, чтобы дополнять ими слова и усиливать смысл сказанного. Но они ни в коем случае не должны противоречить словам: «От расслабленности вашего тела зависит то, как будет звучать ваш голос и какое впечатление вы будете производить. Поэтому если вы находитесь в зажатой позе, где грудная клетка закрыта, вы даже не сможете сделать полноценный вдох для того, чтобы ваш голос звучал более уверенно, легко, свободно и не было одышки и дрожащего голоса во время выступления».
Искусство звучать!
Второй фильтр – аудиальный, это то, как звучит человек, его голос и манера речи. На данном этапе мы не вслушиваемся в смыслы, а только узнаем, как спикер звучит. Ольга сравнивает это с выбором музыки, когда в первую очередь мы оцениваем мелодию и только потом вникаем в смысл текста.
«Так же мы воспринимаем людей, особенно которых видим впервые. Если голос нравится, то мы продолжаем слушать суть. И наоборот, когда голос режет слух, то уже не хочется вслушиваться в слова, которые даже могут быть наполнены самым важным смыслом», – поясняет эксперт.
Дойти до сути не так просто
Третий фильтр первого впечатления – смысловой. Это как раз про те слова, которые заложены в нашу речь. Они, безусловно важны, однако Рашевская подчеркивает, что впереди уже стоит два фильтра, по которым спикер может не пройти, и слушатель так и не воспримет смысл сказанного им. Поэтому, в первую очередь, для спикера важна обложка – уверенность, подача, взгляд, жестикуляция, манера речи, голос. «Чтобы вызывать желание у публики вас послушать, вы должны расположить ее изначально по первым двум фильтрам – визуальному и аудиальному», – отмечает психолог.
Энергия и харизма
Четвертый фильтр оценки спикера – эмоциональный, энергетический. Сегодня все без исключения хотят получить энергию. И, конечно, если человек вышел на сцену и у него нет огня в глазах, внутренней харизмы и обаяния, то он вряд ли зацепит наше внимание и останется в нашей памяти.
Поэтому если вы хотите стать экспертом в своей области, влиятельным оратором и успешным спикером, то вам необходимо проанализировать себя через призму этих четырех фильтров и понять, насколько вы соответствуете выдвигаемым критериям.
Насколько ваш язык тела гармонирует с вашим состоянием?
Ольга Рашевская предлагает интересный эксперимент – записать себя на видео, отключить звук и посмотреть, что говорит ваше тело, ваши жесты, мимика, ваш зрительный контакт. Оцените, как вы двигаетесь, стоите, жестикулируете и эмоционируете. Такой способ позволяет взглянуть на себя со стороны и понять над чем необходимо поработать и какую из своих сторон следует прокачать.
«Если даже без звука вы настолько ярко говорите с помощью мимики и жестов, значит, вы все делаете правильно. Ваш язык тела соответствует вашему внутреннему содержанию и состоянию, потому что тело – это всегда про состояние, а речь – про мышление», – утверждает эксперт.
Если же вы понимаете, что вам чего-то не хватает, то следует прорабатывать навыки со специалистами, ежедневно тренировать свое тело, харизматичность и уверенность в себе, потому что без них и умения держаться на сцене не обойтись ни одному эксперту, который планирует выступать публично и наращивать свою аудиторию.