Никаких намёков
Не поверите, лучший способ просить о повышении зарплаты — сказать руководителю лично словами через рот. Да, это может быть психологически сложно, и кажется, что проще намекать, но нет: во-первых, никто не умеет читать мысли даже с намёками, во-вторых, это может перейти в пассивную агрессию. Так что никаких ребусов: сформулировали мысль в текст, выдохнули и отправились на переговоры. Отсюда, кстати, следующий пункт.
Выберите правильный момент
Зарплата ценного сотрудника — вопрос важный, но в организации любого калибра есть несколько десятков моментов существенно важнее. Кроме того, есть распорядок, есть регламент, есть сезонные горящие цели — крайне важно всё это учитывать. А ещё всегда необходимо учитывать текущий контекст: например, в условиях, когда финансовые дела у компании идут не в гору, поднимать вопрос об увеличении зарплаты, как минимум, неуместно, как максимум — обернётся скандалом (и, скорее всего, увольнением).
Кроме того, не стоит обращаться с этим вопросом на корпоративе, в мессенджере или просто без предупреждения ворвавшись в кабинет. Встреча должна быть запланированной, а её тема — обозначенной.
Соблюдайте субординацию
Даже если в компании свободные отношения и горизонтальное управление, помните о том, что, если между вами и гендиректором ещё несколько должностных позиций, то вряд ли глава организации бросится решать ваш зарплатный вопрос после того, как вы скажете ему это на утренней встрече у кулера. Всегда следует обращаться сперва к непосредственному руководству.
Аргументируйте
«Шеф, пора поднять мне зарплату», — плохой заход. Вариант «Имя-Отчество, я думаю, что значительно вырос в своих компетенциях потому что… и вот поэтому, кроме того, я готов расширить свои полномочия, так как… и вот так вот» – куда выигрышнее с любой стороны.
Подготовьте аргументы заранее, сформулируйте свою просьбу, составьте список достижений за определённый период. Спокойно донесите это всё до руководителя и обязательно позвольте ему всё обдумать — он наверняка возьмёт на это небольшую паузу, не стоит требовать мгновенного решения. Помните, что в ваших взаимоотношениях он инвестор, а вы — перспективный проект.
Не стоит просить о повышении зарплаты после неудачного периода
Ошибки свойственны абсолютно всем, даже самым грамотным и ценным сотрудникам. Но после череды рабочих неудач просить о повышении оклада — не самая лучшая идея. Дайте себе время прийти в себя и исправить эти проблемы. К моменту разговора о зарплате всегда нужно быть в позитивной позиции. Аргумент «я накосячил, но буду работать лучше после роста зарплаты», заведомо проигрышный.
Не давайте волю эмоциям
«Упахиваюсь за копейки», «я не волонтёр», «я днюю и ночую в офисе» — это не аргументы. Резкие эмоциональные суждения, в первую очередь, вызовут у руководителя ответную защитную реакцию, которая быстро приведёт разговор к конфликту.
Вместо этого соберите конкретные факты. Конкретный рост продаж благодаря вашей работе, повышенная лояльность клиентов на конкретных примерах, подтверждённое успешное выполнение дополнительных обязанностей — всё это повлияет на решение руководства значительно успешнее, чем яркие и красочные эпитеты о том, как вы несогласны с оценкой своих трудов.
Не апеллируйте к потребностям
«У меня ипотека» — не аргумент. Решение купить квартиру было вашим личным, работа и руководитель тут не причём. То же самое касается любых других аналогичных примеров, касающихся ваших потребностей вне работы.
Трезво оценивайте себя
Денег никогда не бывает много, это да. И всё же сперва объективно оцените свой уровень полезности, компетенций и квалификации, и не выходите за эти рамки. Лучше всего оценивать это в условиях рынка труда, а не по личным ощущениям. Промониторьте тематические ресурсы — это поможет лучше понимать, что в среднем причитается специалисту вашего уровня.
При этом обязательно учитывайте возможности организации, в которой вы работаете. При средней зарплате в 50 000 ₽ никто и никогда не поставит вам оклад в 100 000 ₽, даже если это зарплата рынка.
Не шантажируйте руководителя своим уходом
Не стоит заходить с позиции «я нашёл вариант похлебосольнее, но мне интересно, что предложите мне вы». Это сразу ставит руководителя в крайне невыгодное и неприятное положение. Да, практика поощрения ценного сотрудника повышением зарплаты в случае, если он получает приглашение в другое место, весьма распространена, но переходить на шантаж — крайне неправильная тактика.
И последнее. Даже если вашу просьбу не могут удовлетворить здесь и сейчас, не стоит давать волю эмоциям и выражать агрессию в любом виде. Помните, что в первую очередь это переговоры, и их исход может быть разным. Лучше сделать правильные выводы и к следующему разу лучше подготовиться. Либо же объективно оценить свои силы и поменять место работы — это зачастую тоже весьма удачное решение.