С информацией по актуальной теме перед депутатами выступил и.о. министра ЖКХ Станислав Кондаков. Он отметил, что для полного приведения в надлежащее состояние объектов коммунальной инфраструктуры, согласно схемам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в Хабаровском крае требуется порядка 153 млрд рублей.
Дотационность местных бюджетов не позволяет выполнить работы по строительству новых и (или) реконструкции существующих коммунальных объектов за счет муниципалитетов. В связи с чем, существует объективная необходимость привлечения частных инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства. На территории края с 2012 года действует 44 концессионных соглашения в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения с предельным размером расходов в 1,3 млрд рублей. Частным инвесторам переданы права владения на 182 коммунальных объекта.
В 2018 году заключено семь концессионных соглашений, третьей стороной по которым выступает Хабаровский край. Предельный размер расходов по этим концессиям составляет 71,8 млн рублей. Наиболее крупными проектами, реализованными в рамках концессионных соглашений в прошлом году, стали проекты по реконструкции системы водоотведения в поселке Переяславка в районе имени Лазо, а также инвестпроект по реконструкции системы теплоснабжения поселка Чегдомын в Верхнебуреинском районе. К софинансированию этих двух проектов были привлечены средства госкорпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ.
По словам исполняющего обязанности министра, концессионное соглашение в отношении централизованной системы водоотведения, расположенной на территории бывшего военного городка в рп. Переяславка, было заключено в 2016 году по инициативе частного инвестора ООО «АмурТермоЭнерго». Стоимость этого проекта составила более 157,5 млн рублей, основная часть средств – 60 процентов – это средства Фонда, более 21 процента – деньги инвестора, остальная часть – средства консолидированного бюджета. Реализация мероприятий, предусмотренных проектом «Реконструкция системы водоотведения рп. Переяславка», позволила построить в муниципальном образовании централизованную систему водоотведения с организованным сбором, очисткой и сбросом очищенных сточных вод. До реализации проекта в поселке подобной системы вообще не было.
Для реализации второго проекта, направленного на развитие инженерной инфраструктуры городского поселения «Рабочий поселок «Чегдомын» и улучшение экологической ситуации в поселке, в краевую государственную собственность были приняты объекты теплоснабжения этого муниципального образования. Стоимость проекта составила почти 480 млн рублей, из них свыше 158,2 млн рублей – это средства инвестора (33 процента), почти половину суммы (около 49 процентов) в реализацию проекта вложил Фонд содействия реформированию ЖКХ и еще 18 процентов – средства краевого бюджета. По результатам проведенных конкурсных процедур министерством жилищно-коммунального хозяйства края в апреле 2017 года было заключило концессионное соглашение с предприятием «Хабаровские энергетические системы».
Мероприятия по строительству новых и реконструкции существующих объектов производились в течение 2017 – 2018 годов. И в августе прошлого года объект введен в эксплуатацию.
Станислав Кондаков обратил внимание депутатов на важность тщательной проработки вопросов по заключению концессионных соглашений:
«Но зачастую сдерживающими факторами являются высокая изношенность, потери и технологическое отставание систем и объектов коммунальной инфраструктуры, отсутствие средств в местных бюджетах и недостаток квалифицированных кадров в администрации муниципалитетов. Все эти проблемы не позволяют своевременно и качественно провести техническое обследование коммунальных объектов, актуализировать схемы тепло-, водоснабжения и водоотведения, оформить права собственности на имущество и земельные участки, надлежащим образом рассчитать финансово-тарифные модели проектов, тщательно проработав проекты концессионных соглашений и конкурсной документации и предусмотрев все «нюансы». И, конечно, эти причины тормозят осуществление регулярного контроля за эффективностью использования муниципального имущества, достижением концессионерами поставленных задач, подходя к модернизации систем коммунальной инфраструктуры комплексно. Сейчас в теплоснабжении, например, чаще всего основное внимание направлено, на модернизацию источников коммунальной инфраструктуры, а мероприятия по реконструкции или замене сетевых объектов в проекты не включаются. В водоснабжении и водоотведении, наоборот, закладываются мероприятия преимущественно на сетях, в то время как очистные сооружения не рассматриваются, поскольку их включение ведет к высоким срокам окупаемости и удорожанию проекта».
Заслушав информацию Станислава Кондакова, депутаты подняли еще несколько актуальных вопросов. В частности, спрашивали, каким образом в ЖКХ для заключения концессионных соглашений привлекаются инвесторы, интересовались перспективами этого направления работы профильного министерства, поднимали проблемы тарифной политики в Советско-Гаванском районе, где строится новая ТЭЦ, задавали вопросы о необходимости внесения изменений в действующее законодательство в данной сфере.
Председатель Законодательной Думы Хабаровского края Сергей Луговской подчеркнул, что после ввода объектов коммунальной инфраструктуры в эксплуатацию нужно не забывать и о их надлежащем обслуживании, и о дальнейшей модернизации.
Подводя итоги обсуждения эффективности заключенных в регионе концессионных соглашений в сфере ЖКХ, вице-спикер краевого парламента Юрий Матвеев отметил важность этого направления работы министерства жилищно-коммунального хозяйства края и предложил проявлять в этом вопросе больше настойчивости.
Напомним, что концессия – это форма сотрудничества государства и бизнеса, целью которой являются обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, повышение качества услуг, предоставляемых потребителям, привлечение инвестиций в отрасль. Концессия – механизм удовлетворения взаимных интересов частной и публичной сторон.
Концессионное соглашение заключается на конкретный срок по результатам открытого или закрытого конкурса и содержит указание на обязательства концессионера-инвестора по реконструкции (созданию) и эксплуатации объекта концессии, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также размер инвестиций, подлежащий вложению инвестором в такие мероприятия.
Кроме того, согласно федеральному законодательству передача в пользование объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в эксплуатации более пяти лет, возможна только в рамках заключения концессионных соглашений. Причем, данное требование распространяется на все объекты даже в случае, если под это условие попадает только один объект.
Фото: пресс-служба Законодательной Думы Хабаровского края