«Валдай-2018». Сессия 2-3: запрос на свободу, тоталитаризм любви, рэпер Маяковский, цензура и культура

Больше новостей в сюжете: Валдай-2018

Вторая сессия, состоявшаяся в рамках второго дня заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи, была посвящена теме «Традиция и будущее: национальная идентичность в меняющемся мире». Ключевым спикером выступил министр культуры РФ Владимир Мединский.

«Валдай-2018». Сессия 2-3: запрос на свободу, тоталитаризм любви, рэпер Маяковский, цензура и культура

Две национальные идеи России

Взяв слово, Владимир Мединский напомнил о словах декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергея Караганова, который ранее отмечал, что «у России две национальные идеи – оборона и суверенитет». Министр заявил, что, возможно, Караганов прав, и добавил, что Россия, как еще подчеркивали классики – «всемирна» - то есть открыта, отзывчива, терпима, восприимчива ко всему чужому.

Запрос на личную свободу и тоталитаризм любви по-европейски

В последние годы, по словам Мединского, у российского общества появился запрос на личную свободу и консерватизм. «Люди хотят духовной и нравственной стабильности. Апеллирование российской власти к традиционным ценностям находит отклик 90% аудитории», – отметил Мединский.

Константин Богомолов, режиссёр Московского государственного театра «Ленком», поддержал заявление министра: «В Европе я не могу себе позволить ту смелость высказываний, которые могу себе позволить в России. За все годы своей деятельности в русском театре я не имел цензурных ограничений, и я не боюсь в России делать то, что я хочу и считаю нужным». Богомолов считает, что европейский страх, порождающий цензуру, вызван тем фактом, что постнацистское общество запретило человеку ненавидеть. В итоге – в Старом Свете расцвел буйным цветом «тоталитаризм любви», запрещающий ненавидеть.

Сотрудник программы по России и Евразии Королевского института международных отношений Джеймс Шерр прокомментировал заявление Богомолова: «В Великобритании мне приходится следить за своим языком. Если я прихожу на встречу в институте, я не могу сказать лишнего слова, потому что мне приходится учитывать, сколько в аудитории находится представителей сексуальных меньшинств и женщин. Я живу с чувством беспокойства, не ощущая свободы».

 

Год театра в России и театральная премия «Золотая маска»

Владимир Мединский рассказал, что план Года театра, который в России будет объявлен в 2019 году, уже разработан. Подготовленный федеральным ведомством документ будет дополнен поступающими планами из регионов.

Также Мединский рассказал, что Минкультуры прекратило участие в премии «Золотая маска» по той причине, что ведомство не должно входить в состав учредителей ни одной из театральных премий. «"Золотая маска" — не единственная театральная премия в нашей стране, мы должны в целом создавать условия для развития театральной жизни, а участие министерства культуры в качестве учредителя в определённой премии создаёт неправильные преференции», – подчеркнул он.

 

Фантастические обвинения против России

В рамках дискуссии Владимир Мединский заявил, что плодящиеся на Западе информационные мифы о России в последние годы приобретают поистине фантастический характер. «Все эти фантастические русские хакеры, трансформеры, которые меняют результаты выборов, остальное даже комментировать не буду, это даже не мифы, все это должно быть в сюжетах "Звездных войн"», – добавил он и выразил уверенность, что история еще даст оценку этому мифотворчеству.

 

Скандальная комедия о блокадном Ленинграде

Также глава Минкультуры РФ прокомментировал сообщения о том, что снимается черная комедия о блокадном Ленинграде. По словам Мединского, кинокартину не только никто не видел, но даже пока доподлинно неизвестно, завершена ли работа над ней. «Когда фильм снимут и соответствующие материалы поступят в Министерство культуры, примем решение о его соответствии действующему законодательству», — пояснил он.

 

Первый русский рэпер Маяковский

Также Мединский признался, что его нервирует, даже бесит повальное увлечение молодежи рэпом. При этом он добавил, что, погрузившись в молодежную культуру внимательнее, пообщавшись с сыном, он пришел к мнению, что в недалеком будущем рэп могут признать частью русского искусства. «Вот я рассказал сыну, что первый рэпер — это Маяковский. Вот он теперь классу это все пересказал — и они читают, согласились», — добавил министр.

 

Сессия №3. Культура как фундамент и инструмент политики

В рамках новой дискуссии многие эксперты сошлись во мнении, что культура неотделима от политики, и даже более – она является ее инструментом. Даже если культура стремиться развиваться «сама по себе», сам факт существования государств и их правительств создает зависимость. Влияя на культуру, власть в частности и все общество в целом, либо помогают, либо мешает ее развитию.

В качестве подкрепления тезиса был приведен факт – после развала СССР на фоне обнищания страны и изменения социальных укладов, почти все свои позиции потеряла литература. С начала 2010-х литература планомерно возвращает свои позиции, причем растет интерес к серьезным книгам и падает популярность фэнтези и любовных романов.

Говоря о «саморегулировании» культуры, были приведены бессмертные слова классика Александра Сергеевича Пушкина: «Я убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно бы ни находилось. Что составляет величие человека, ежели не мысль? Да будет же мысль свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом».

 

Фото: Международный дискуссионный клуб "Валдай" / Вконтакте

Подписывайтесь на наш Дзен-канал! Только персональные подборки новостей в новом digital-пространстве!

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта. Согласен