Как расти бизнесу несмотря на кризис? Об этом в беседе с ИА RuNews24.ru рассказала маркетолог, продюсер edtech, основатель продюсерского центра AXL Ольга Васильева. По оценке эксперта, проблема 80% компаний заключается в том, что они топчутся на месте из-за «точечного» маркетинга.
«Сегодня — запуск таргета, завтра — нужно протестировать новую соцсеть, послезавтра — срочная распродажа. Результат: бюджет сгорает, команда выгорает от постоянного перегруза и многозадачности, у клиентов не формируется устойчивый образ бренда. В 2025 году выживут только те, кто заменит «героические рывки» на отлаженные процессы. Ваш рост — в системности, а не в спринте», - отметила собеседница издания.
Рост в бизнесе требует системы, где все процессы работают как одно целое. Но для начала стоит разобраться с понятием, что же такое системный маркетинг? Системный маркетинг - это комплексный подход, который позволяет объединить все элементы маркетинга в единую систему для достижения целей бизнеса, подчеркнула Ольга Васильева.
«В систему маркетинга входят продуктовая и ценовая политика, продажи и продвижение, а также команда маркетинга, сервис и все процессы, связанные с обслуживанием клиентов. При этом, все инструменты продвижения, например такие как контекстная реклама, таргет, медиа, соцсети, PR связаны между собой и формируют общую маркетинговую стратегию продвижения компании».
Цель такой системы - продажи, прибыль, увеличение количества клиентов и повторных покупок, превращение целевой аудитории в лояльных потребителей бренда.
Преимущества системного маркетинга:
- Стабильная и прогнозируемая система привлечения клиентов и продаж
- Увеличение узнаваемости бренда, укрепление имиджа и рост лояльности аудитории
- Увеличение числа повторных покупок и рост LTV (жизненного цикла клиента)
- Улучшение ROMI, то есть эффективности рекламы на вложенные средства и как следствие - рост рентабельности
- Обеспечение контроля над процессами за счета внедрения системы планирования, автоматизации и аналитики
- Повышение эффективности работы команды маркетинга, в которой каждый сотрудник знает свою роль и обеспечивать выполнение поставленных задач
- Оптимизация расходов и снижение рисков “слива бюджета” на хаотичные действия.
Этапы внедрения системного маркетинга состоит из нескольких пунктов:
- Анализ текущей ситуации и системы маркетинга, начиная с продуктовой линейки и ценообразования, заканчивая оценкой эффективности воронки продаж и инструментов продвижения. На этом этапе важно выявить сильные и слабые стороны своей системы, найти в ней “дыры”, в которые утекают бюджеты, клиенты и продажи.
- Анализ рынка, конкурентов и целевой аудитории. Обращайте внимание на успешные решения конкурентов, мониторьте их активность и рекламу, пройдитесь по воронкам продаж. Это поможет найти удачные решения, которые уже протестировали до вас и снизить риск ошибки.
- Формирование маркетинговой стратегии: цели бизнеса и маркетинга, каналы продвижения, ресурсы для ее реализации. Основная проблема большинства бизнесов - отсутствие ясности и четкого плана действий, а без плана - нет результата.
- Создание маркетинг-плана и планирование бюджета, постановка KPI (ключевых показателей эффективности) для каждого канала продвижения. Например, сколько заявок по какой стоимости вы хотите получать из контекстной рекламы в месяц.
- Описание процессов, создание регламентов. Необходимо задокументировать и описать все основные процессы, к примеру этапы запуска рекламной кампании, регламент взаимодействия с клиентами.
- Обучение команды и формирование системы мотивации. На данном этапе крайне важно донести до команды суть происходящих процессов, общую стратегию и цель компании, обеспечить людей необходимыми ресурсами и мотивацией для работы.
- Внедрение системы контроля и анализа для улучшения работы системы. В том числе, внедрение аналитики, системы отчетности, автоматизации.
«Звучит довольно сложно, однако только такие системные решения позволяют прийти к долгосрочным результатам и обеспечить бизнесу устойчивый рост. Прежде чем внедрять очередной новый инструмент, нужно задать несколько вопросов: зачем это моему бизнесу? соответствует ли это моей стратегии? какой результат я получу и в какие сроки? какой потребуется бюджет?», - советует маркетолог.
С чего можно начать уже сейчас?
1. Соберите аналитику по всем каналам продвижения, посмотрите, где вы теряете деньги уже сейчас и что можно улучшить, а от чего - отказаться.
2. Сформируйте или пересмотрите цели вашего бизнеса до конца года по smart.
3. Оцените свои ресурсы, сильные и слабые стороны: команда, бюджет, время, клиентская база, аудитория, продукт и т.д.
4. Опишите свою целевую аудиторию и путь клиента: откуда он узнает о вас? как принимает решение?
5. Распишите план действий на ближайшие 2-3 месяца и приступите к его реализации.
«Маркетинг — не пожарная команда, а инженерная система. Настройте ее — и бизнес будет расти даже в шторм», - заключила Ольга Васильева.
