«Эволюшн Менеджмент»: отзывы сотрудников и их роль в построении сильного HR-бренда компании

Эксперты консалтинговой компании Evolution Management («Эволюшн Менеджмент») расскажут о том, как сделать отзывы сотрудников эффективным инструментом найма и зачем отвечать на критику в интернете.

«Эволюшн Менеджмент»: отзывы сотрудников и их роль в построении сильного HR-бренда компании

«Эволюшн Менеджмент» — консалтинговая компания, которая помогает строить системный и эффективный бизнес. Один из важных элементов этой работы — найм нужных людей. К сожалению, не каждому бизнесу удаётся выстроить эффективную кадровую политику. Часто проблема кроется в неумении работать с отзывами сотрудников.

На самом деле несколько подробных негативных отзывов способны перечеркнуть всю работу менеджера по персоналу. С другой стороны, если знать, как работать с мнениями в интернете, HR-бренд компании только выиграет. Расскажем, как это сделать.

Отзывы правда влияют на кадровый потенциал? Это как?

В 2018 году портал Rabota.ru провёл опрос. Экспертов интересовали нематериальные стимулы к работе среди россиян. Среди всех профессий и возрастных групп нашёлся один общий фактор — человеческие отношения внутри компании. Это то, что мотивирует работать, справляться с нестандартными задачи и двигаться вперёд. Другой вопрос — как соискателю узнать о климате в коллективе? Ответ лежит на поверхности: почитать отзывы в интернете.

Открытость — важный элемент построения HR-бренда «Эволюшн Менеджмент». Отзывы сотрудников и кадровая политика отражаются в соцсетях

Интерес соискателя и кадровика взаимен. Первый хочет попасть в хороший коллектив, второму нет смысла нанимать токсичного профессионала. Посмотрим на вопрос с точки зрения нанимателей, которые стали более грамотными за последние годы.

Так, 6 лет назад страницы соискателей в соцсетях проверяла половина работодателей, 4 года назад — 76 %, а сейчас так поступают 84 % работодателей. Оснований не верить этим данным нет. Вспомнить хотя бы случай с москвичом, которого не приняли на работу, потому что у него было всего 6 друзей в соцсети «ВКонтакте». А сколько случаев остаётся за кадром?

Если вписать в Яндекс или Google название компании, поисковик предложит посмотреть отзывы. Причина их популярности понятна — мнениям других людей доверяют больше, чем официальной информации бренда.

Если вы не прикладываете усилий, чтобы сформировать нужный облик бренда, вы получите тот, который сформировали за вас.

Как относиться к негативу?

Давайте признаем: сначала соискатель посмотрит негатив. Допустим, в компании произошёл конфликт, часть сотрудников ушли и написали об этом на сайтах- отзовиках. К директору компании приходит PR-менеджер и предлагает выпустить новость с разъяснением ситуации. Отлично! Осталось опубликовать материал. Скорее всего, он появится на официальном сайте, в группах соцсетей и у нескольких лояльных медиа. Это стандартный подход, который не учитывает существование отзывов на сайтах-отзовиках.

Также в соцсетях допускается рассказывать истории из практики, как их решали и какие уроки усвоили

Правильным вариантом будет публично ответить авторам негатива и параллельно работать над пресс-релизом. В мире победившего интернета молчание тоже считается ответом, но не в пользу компании. Соискатели будут натыкаться на отзывы. Никто не станет проверять сайт компании.

Публиковать отзывы от компании в соцсетях и на специализированных сайтах — нормально. Плохо, если сотрудники могут высказывать мнения только на сторонних сайтах-отзовиках. Это значит, что менеджмент компании недорабатывает.

В компании должны быть работающие механизмы решения спорных вопросов. Они помогут избежать появления негатива в интернете, ведь спорные ситуации будут решаться на месте.

Как реагировать на негатив

Не все негативные отзывы основаны на реальном опыте. Некоторые авторы склонны сильно преувеличивать или просто решать проблемы, выплёскивая негатив на бывших коллег. Всё это — необъективные отзывы о компании. Разделим их на три типа:

  • Конфликт. Расскажите, что уже разбираетесь в проблеме. Хорошая стратегия — спросить у автора подробности, попросите выслать их в личном сообщении. Возможно, автор не выйдет на связь (что случается часто), однако другие посетители сайта увидят заинтересованность в разрешении проблемы.

  • Обманутые ожидания. Правила одинаковы для всех кандидатов. Допустимо мягко указать на ошибки соискателя или неправильную трактовку правил компании. Если считаете нужным, пожелайте удачи на новом месте работы.

  • Критика бизнес-процессов. Если замечания объективны, то не понятно, почему человек пошёл жаловаться на стороннюю площадку. Стоит обратить внимание автора на этот аспект. Допускается обосновать, почему механизмы внутри компании работают именно так.

Важно понимать, что никто не застрахован от негатива. Рано или поздно он появится, и лучше быть к этому готовым. Посмотрим на ситуацию с точки зрения PR-менеджера. Негатив привлекает внимание, на него чаще кликают, что повышает статус отзыва. Потенциальные клиенты при поиске информации о бизнесе наткнутся на негативный отзыв сотрудника. Впечатлительные могут отказаться от обращения к компании.

Запомните: чем дольше негатив остаётся без внимания, тем сложнее его отрабатывать. Чтобы нейтрализовать пагубный эффект, достаточно ответить на негатив.

Отвечая на отзывы о своей компании (даже самые оскорбительные), вы демонстрируете заинтересованность в формировании позитивного бренда работодателя и репутации своей фирмы.

«Эволюшн Менеджмент», отзывы сотрудников и бренд-амбассадоры

Бренд-амбассадор — скорее дипломат, чем рекламный представитель. Это человек, который знает компанию изнутри, поэтому понимает её сильные стороны. Его мнения, комментарии или отзывы повышают узнаваемость бренда.

«Чтобы быстро масштабироваться и выходить на новые уровни, мы должны иметь много звёздных сотрудников, но обычно их очень тяжело привлекать», — говорит Евгений Фролов, основатель компании «Эволюшн Менеджмент». Отзывы сотрудников занимают значительное место в управлении HR-брендом. Более того, из лояльных сотрудников могут получиться настоящие бренд-амбассадоры.

У «Эволюшн Менеджмент» отзывы сотрудников размещаются в соцсетях. Там больший охват, если сравнивать с сайтом

По информации Deloitte, в 2019 году 70 % крупных компаний так или иначе вовлекали сотрудников в создание контента через систему бренд-амбассадоров. Это люди, готовые поделиться позитивным опытом работы в компании, при этом их мотивация не связана с денежным вознаграждением.

Развёрнутые мнения бренд-амбассадоров встраиваются в естественный поисковый трафик, привлекая новых людей на официальные сайты. Посетители видят живых людей, которые достигли успеха внутри компании. Это позитивный пример, который удерживает аудиторию на сайте.

Как показывает опыт «Эволюшн Менеджмент», отзывы сотрудников неизбежно становятся частью HR-бренда. Проблема вот в чём: если упустить контроль, репутацию компании как работодателя начнут формировать извне. К сожалению, это понимают далеко не во всех компаниях. Например, большинство следят за поведением сотрудников в соцсетях. Обратимся к результатам опроса SearchInform. Вот что ищут сознательные кадровики:

  • 23 % — негативные публикации работников о компании;

  • 21 % — нелояльное отношение;

  • 16 % — опасные зависимости;

  • 10 % — симпатию работников к экстремистским и террористическим организациям;

  • 9 % — девиантные интересы сотрудников.

Отслеживать поведение сотрудников в соцсетях недостаточно. В этом отношении система бренд-амбассадоров может стать хорошим дополнением к действующей HR-стратегии. ⠀

Что надо знать об HR-бренде?

1. Если не регулировать поток отзывов в интернете, инициатива в формировании репутации отойдёт на сторону.

2. Отвечайте на все отзывы, особенно на негативные.

3. Если информация о внутрикорпоративном конфликте вышла в публичное пространство, отработайте негатив в отзовиках и в соцсетях, параллельно работая над пресс-релизом. Если ресурсы компании ограничены, пресс-релиз может немного подождать.

4. Отзывы лояльных сотрудников допустимо размещать в специальном разделе на официальном сайте или соцсетях. Главное — сохранить человечность. Не надо просить сотрудника говорить чужими словами.

5. Внутри компании наверняка найдутся бренд-амбассадоры. Их можно привлечь для создания внутрикорпоративного контента, например блиц-интервью для официального сайта компании.

Подписывайтесь на наш Дзен-канал! Только персональные подборки новостей в новом digital-пространстве!