КАК ЗАКАЛЯЛО ДЕТСТВО
В одном из интервью Расим рассказывал, что жил он в безотцовщине, а воспитанием занималась одна мать с суровым характером. Детей в семье было двое: он и старшая сестра Зарина. Несладкое детство проходило в татарской деревне, куда пришлось сбежать из Казахстана, из которого их буквально выгнали как русскоязычных. Дел в новом доме было достаточно – домашнее хозяйство требовало много времени, и все бытовые обязанности воспринимались как само собой разумеющееся.
«После такого детства человек к любым перипетиям жизни, любым подножкам уже готов и относится как к должному», - рассказывал Расим.
Так получилось, что детство проходило на фоне чеченских событий, о которых безостановочно рассказывали по телевидению. Штурм Грозного, первая чеченская, вторая… Поэтому вполне логично, что маленький ребенок в школе стал интересоваться событиями военными событиями. Интересно, что военных в семье не было, а по признаниям мамы танкиста, любовь к военному делу у Расима проявилась, когда он стал участником поискового отряда.
После школы поступил в Казанское высшее командное военное училище, а выпустился уже из Академии имени Фрунзе, когда учебное заведение сменило статус. Выпустился из училища в 2010-м, и в 2018-м уволился после окончания армейского контракта. Когда началась СВО, Расим уже трудился в одной из московских строительных фирм.
КОГДА НАЧАЛАСЬ СВО
После начала спецоперации наш Герой не раздумывал ни секунды: надо ехать. Так и сказал в интервью business-gazeta.ru: «Когда началась СВО, я сразу начал искать пути, чтобы туда попасть». После этого поехал в часть к другу, и отправился на спецоперацию как артиллерист. Но вскоре решил стать танкистом. Со стороны близких – хорошая поддержка и добрая понимающая мама, которой он так и сказал:
«… Не зря учился в военном училище, столько времени и сил потратил на то, чтобы стать офицером, на приобретение опыта для выполнения своего предназначения, своей детской мечты — служить Родине».
Сначала Расим, получивший позывной Монолит, был командиром взвода. Командиром танковой роты стал после того, как предыдущего сняли с этой должности. Отказываться не стал, хоть и обошлось не без трудностей. Опытные сослуживцы его не сразу восприняли, но все в конечном итоге утряслось, и ребята служили плечом к плечу.
Понадобилось совсем немного времени, чтобы мужики поняли, что доверять Расиму можно. Да и сам того не ведая, он доказывал это каждый день – так и произошло накануне самого знаменитого боя. Как командир роты Монолит не должен был оказаться в том танке. Однако после того, как ранило механика, и ситуация потребовала оперативного решения, и не было времени искать нового, Расим принял решение самому сесть за рычаги.
САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ БОЙ
В тот день нашим танкистам было дано задание зачистить поселок Новодаровку. Изначально противника Монолит и его команда не видели, действовали вслепую, то есть, по сути, даже не подозревали, что их ждет. Командир танка Ласка видел не всю колонну противника, а только первую машину, и то не очень четко. Свое дело в этом плане сыграли «рэбовцы» (РЭБ — подразделения радиоэлектронной борьбы).
«Просто сказал: “Там что-то стоит, возвращаемся”. И мы вернулись. Ну а потом началась заварушка», – рассказал Расим.
Как говорилось в сообщении Минобороны РФ, в первые минуты боя наводчик-оператор Алексей Неустроев, находившийся в составе экипажа, ликвидировал оба нацистских танка Т-72Б. Спустя полчаса наши танкисты уничтожили один бронетранспортер М113 и еще пять бронетранспортеров MaxxPro. Вместе со всей техникой был ликвидирован и украинский десант.
На видео, которое запечатлело этот фантастический бой, можно увидеть, как наши танкисты как будто несколько раз отступают назад, после чего возвращаются, и снова кидаются в бой. В один момент на помощь к ребятам подоспела артиллерия.
Позднее Расим расскажет, что это был маневр, классический танкистский прием, чтобы не оказаться под обстрелом артиллерии. «Видели, как наша артиллерия по ним отработала? Вот чтобы по нам так же не отработали, машина не должна стоять на месте. Мы отходили и возвращались», – рассказывал Монолит.
ОТ «ДЕДА МОРОЗА» ДО «АЛЁШИ»
После случившегося станет известно, что после разгрома врага наши доблестные бойцы еще около сорока минут мужественно прикрывали мотострелковые подразделения, которые разворачивались в боевые порядки. Все обошлось без потерь.
Что чувствовал в тот момент Расим? В очередном интервью он так описал свое состояние: «Там все эмоции уходят назад. Работа, только работа. В любом бою, если ты не уберешь эмоции, рискуешь подставить товарищей и себя самого. Там только боевая работа».
То самое видео экипаж танка «Алёша» увидел спустя два месяца. Кстати, мало кто говорил об этом, но первый позывной танка был «Дед Мороз». «Алёшей» боевая машина стала уже после того, как ее увидели миллионы пользователей по всему миру, когда голос за кадром, оператор дрона, так называет танк. Суть в том, что в классификации танк, который идет вперед — это «Алеша», это такая кодировка.
«А на самом деле у танка был совсем другой позывной. Просто оно так попало в эфир, и никто уже не стал менять, вроде красиво, созвучно», — пояснил Расим Баксиков.